Примеры статей
Судовой двигатель
Судовой двигатель, входит в состав судовой энергетической установки. Различают главные С. д. (обеспечивает движение судна) и вспомогательные С. д. (для привода электрогенераторов, насосов…
Гребной винт
Гребной винт, наиболее распространённый судовой движитель. Состоит из насаживаемой на гребной вал ступицы с лопастями, расположенными на равных угловых расстояниях одна от другой, под некоторым углом…
Колесо
Колесо, деталь машин и механизмов; имеет форму диска или обода со спицами, вставленными в ступицу. К. может свободно вращаться на оси или быть закрепленным на ней. Служит для передачи или…
Крыльчатый движитель
Крыльчатый движитель, судовой движитель с вертикальными поворотными крылообразными лопастями, которые расположены на равных угловых расстояниях по окружности ротора, вращающегося относительно…
Воздушный винт
Воздушный винт, пропеллер, движитель, в котором радиально расположенные профилированные лопасти, вращаясь, отбрасывают воздух и тем самым создают силу тяги. В. в. состоит из втулки, расположенной на…
Водомётный движитель
Водомётный движитель, водомёт, судовой движитель, у которого сила, движущая судно, создается выталкиваемой из него струей воды. В. д. представляет собой профилированную трубу (водовод), в которой…
Воздушно-реактивный двигатель
Воздушно-реактивный двигатель (ВРД), реактивный двигатель, в котором для сжигания горючего используется кислород, содержащийся в атмосферном воздухе. ВРД приводит в движение летательные аппараты (…
Пропульсивные качества
Пропульсивные качества судна (от лат. propulsus - толкаемый вперёд, подгоняемый), характеристика ходкости судна, выражаемая соотношением между мощностью, затрачиваемой при движении судна, его…
Судовой движитель
Судовой движитель, устройство для преобразования какой-либо энергии в полезную работу движения судна. С. д., например паруса, могут использовать "внешнюю" энергию (то есть энергию течения воды, ветра) или же приводиться в действие мускульной энергией человека (весло, шест), судовыми двигателями. К лопастным С. д. непрямой реакции относятся гребной винт (колесо), крыльчатый движитель, воздушный винт; к С. д. прямой реакции — водомётные движители, воздушно-реактивные двигатели. Основная характеристика С. д. — его движущая сила (упор), равная при прямолинейном равномерном движении силе сопротивления воды движению судна (у буксирного судна — сумме сопротивлений самого судна и буксируемого объекта). Эффективность С. д. в сочетании с корпусом судна и рулём характеризуется отношением буксировочной мощности судна к мощности на С. д.—так называемым пропульсивным коэффициентом (см. Пропульсивные качества). Выбор типа С. д. зависит от назначения судна. Например, на судах, плавающих по мелководью или по засорённому фарватеру, применяются водомётные движители; на судах с повышенной манёвренностью — крыльчатые движители.
Э. Г. Логвинович.