Примеры статей
Икта
Икта (араб., буквально - надел), термин, обозначающий условное пожалование земельного надела (типа бенефиция) феодалам в странах Ближнего и Среднего Востока в средние века. Впервые упоминается в…
Метр (в стихосложении и в музыке)
Метр, 1) М. в стихосложении, размер стихотворный, отличающая стихи от прозы ритмическая упорядоченность, в соответствии с которой текст, помимо смыслового (синтаксического) членения, делится на…
Метрическое стихосложение
Метрическое стихосложение, квантитативное стихосложение, стихосложение, основанное на упорядоченном чередовании долгих и кратких слогов. Употребительно в языках, в которых долгота и краткость гласных…
Гекзаметр
Гекзаметр, гексаметр (греч. hexametron, от hex - шесть и metron - мера), 1) в античном метричечком стихосложении 6-стопный дактиль с последней усечённой стопой; в каждой стопе, кроме 5-й, два кратких…
Метр (в стихосложении и в музыке)
Метр, 1) М. в стихосложении, размер стихотворный, отличающая стихи от прозы ритмическая упорядоченность, в соответствии с которой текст, помимо смыслового (синтаксического) членения, делится на…
Ритм
Ритм (греч. rhythmos, от rheo - теку), воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов, основной принцип формообразования временных искусств (поэзия, музыка, танец и др.). К…
Такт (в музыке)
Такт в музыке, единица метра. Размер Т. в виде дроби или особого знака (С = 4/4; = 1/2) проставляется в начале нотоносца и при каждой перемене размера. Границы Т. обозначаются в нотах вертикальными…
Ямб
Ямб (греч. iambos), 1) в метрическом стихосложении - стопа длиною в три моры,состоящая из краткого и долгого слогов (с некоторыми вариациями); наиболее употребителен был "ямбический триметр" - 6-…
Хорей
Хорей (греч. choreios, буквально- плясовой), трохей (греч. trochaios, буквально - бегущий), 1) в метрическом стихосложении - стопа длиной в три моры, состоящие из долгого и краткого слогов (- E). 2) В…
Дактиль
Дактиль (греч. daktylos), в силлаботоническом стихосложении (в т. ч. русском) трёхсложная стопа, в которой ударение падает на первый слог (- E E) Пример Д. в русском стихе…
Амфибрахий
Амфибрахий (от греч. amphibrachys, буквально. - короткий с обоих концов), в силлабо-тоническом стихосложении (в т. ч. русском) трёхсложная стопа, в которой ударный слог располагается между двумя…
Анапест
Анапест (греч. anapaistos, буквально - отражённый назад; обратный дактилю), в античной метрике трёхсложная стопа длительностью в четыре моры, состоящая из двух кратких слогов и долгого слога в конце…
Пеон (в антич. стихосложении)
Пеон, или пеан (греч. pai n, pai n), в античном стихосложении стопа, состоящая из одного долгого и трёх кратких слогов; имела 4 вида (-EEE, E-EE, EEE, EEE-), употреблялась обычно как замена равных по…
Стихосложение
Стихосложение, версификация, способ организации звукового состава стихотворной речи. Стихотворная речь отличается от прозаической речи тем, что в ней текст членится на относительно короткие отрезки (…
Стопа (в стихосложении)
Стопа, 1) в стихосложении — повторяющееся сочетание метрически сильного места, или икта, и метрически слабого места в строке. С. является условной единицей соизмеримости строк, обладающих метром, т. е. упорядоченным чередованием сильных и слабых мест; такое чередование лежит в основе метрического (квантитативного) и силлабо-тонического стихосложения; в них и употребляется понятие С. При этом в метрическом стихосложении С. в стихе, как правило, равны по длительности, но могут быть неодинаковы по числу слогов (так, С. гекзаметра может иметь вид — È È или ——), а в силлабо-тоническом стихосложении равны по числу слогов, но могут быть не одинаковы по числу и расположению ударений (так, С. ямба может иметь вид , или — —). Т. о., понятие С. в метрическом и силлабо-тоническом стихосложении по сути дела имеет различное содержание.
2) В музыке — специализированное понятие, характеризующее строение музыкальных мотивов, их положение относительно сильной доли такта (музыкальная С.). Стопная характеристика давалась средневековым ритмическим модусам, ритмическим фигурам мензуральной системы и ритмическим рисункам тактовой системы (см. Метр, Ритм, Такт). Длительную традицию в музыке (до 20 в.) имеет квантитативное понимание С. Новое квалитативное её понимание (19—20 вв.) опирается на основные стопные формы силлабо-тонического стиха: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, пеоны.
Лит.: Труды музыкально-этнографической комиссии, т. 3, вып. 1, М., 1907; Мазель Л. А., Цуккерман В. А., Анализ музыкальных произведений, М., 1967; Westphal R., Allgemeine Theorie der musikalischen Rhythmik seit J. S. Bach auf Grundlage der Antiken, Lpz., 1880. см. также лит. при ст. Стихосложение.
М. Л. Гаспаров, В. Н. Холопова.