Примеры статей
Соль (в музыке)
Соль, один из музыкальных звуков, V ступень основного до-мажорного диатонического звукоряда (см. Ступень, Сольмизация).Буквенное обозначение звука соль - лат. G…
Ми
Ми, один из музыкальных звуков, III ступень основного диатонического до-мажорного звукоряда (см. Ступень, Сольмизация). Буквенное обозначение звука ми - латинское Е…
Гексахорд
Гексахорд (от греч. hex - шесть и chorde - струна, буквально - шестиструнник), диатонический шестиступенный звукоряд. Применялся в раннем средневековье (с 11 в.). Состоял из последовательности: тон…
Мутация (музык.)
Мутация, 1) перелом голоса в юношеском возрасте: см. Голос. 2) В средневековой музыкальной теории переход из одного гексахорда в другой; см. Сольмизация…
Сольмизация
Сольмизация (от названия музыкальных звуков соль и ми), сольфеджио (музыкальное). 1) В узком смысле — средневековая зап.-европ. практика пения мелодий со слогами ut, re, mi, fa, sol, la, введёнными Гвидо д'Ареццо для обозначения ступеней гексахорда; в широком смысле — любой метод пения мелодий с произнесением слоговых названий ступеней какого-либо звукоряда (относительная С.) или названий звуков, отвечающих их абсолютной высоте (абсолютная С.); приём обучения пению по нотам. Гвидо д'Ареццо в своей системе С. в качестве названий ступеней применил начальные слоги гимна св. Иоанну, сохраняя в то же время буквенные обозначения абсолютной высоты звуков А, В, С, D, Е, F. Каждый слог С. обозначал определённую ступень гексахорда, не зависимо от его абсолютной высоты — как натурального (от звука С), так и мягкого (от звука F) или твёрдого (от звука G). Переход мелодии из одного гексахорда в другой требовал замены слоговых (ступеневых) названий звуков (см. Мутация). Введение в конце 16 в. слога si для обозначения VII ступени звукоряда сделало излишними мутации в пределах одной тональности. В конце 17 в. слог ut был заменен более удобным для пения слогом do. Впоследствии в странах романских языков, в России, затем в СССР сольмизационные слоги стали применяться для обозначения абсолютной высоты звуков (абсолютная С.). В странах германских языков и в Венгрии эти же слоги с небольшими изменениями используются для обозначения ладовых ступеней (относительная С.), а музыкальный алфавит — для обозначения абсолютной высоты звуков. В Эстонской ССР и Латвийской ССР применяется относительная С. со слогами JO, LE, MI, NA, SO, RA, DI (в Эстонии) и TI (в Латвии). 2) Иногда под термином "С." понимают ритмическое "чтение нот без интонации" (в отличие от сольфеджио).
Лит.: Вейс П., Абсолютная и относительная сольмизация, в кн.: Вопросы методики воспитания слуха, Л., 1967.
П. Ф. Вейс.