Примеры статей
Симеон Полоцкий
Симеон Полоцкий [в миру - Самуил Емельянович (по новым данным - Гаврилович) Петровский-Ситнианович] (1629, Полоцк, - 25.8.1680, Москва), белорусский и русский общественный и церковный деятель…
"Семь свободных искусств"
"Семь свободных искусств" (лат. "septem artes liberales"), учебные предметы ("науки") средневековой средней школы и "артистических" (подготовительных) факультетов университетов. Включали 2 цикла…
Яворский Стефан
Яворский Стефан (в миру - Симеон Иванович) [1658, Яворов, ныне Львовской области УССР, - 27. 11(8. 12). 1722, Москва], русский и украинский консервативный церковный деятель и публицист, проповедник…
Академический университет
Академический университет, первое в России светское высшее учебное заведение. Основано в Петербурге вместе с Академией наук (1725). Начавшиеся с 1726 занятия велись нерегулярно. Первое время…
Московский университет
Московский университет государственный им. М. В. Ломоносова (МГУ), крупнейший вуз СССР, один из центров мировой науки. Основан по замыслу и плану М. В. Ломоносова указом императрицы Елизаветы Петровны…
Славяно-греко-латинская академия
Славяно-греко-латинская академия, первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве. Создано в 1687 под названием Эллино-греческая академия на основе школы при Богоявленском монастыре как всесословное учебное заведение. Инициатива организации академии принадлежит Симеону Полоцкому, составившему в 1680 "Академический привилей" (учредительную грамоту), в котором определены задачи, содержание, формы обучения и права академии. Академия готовила образованных людей для государственной службы и церкви, осуществляла цензуру книг духовного содержания и суд над отступниками от православия. В 17 в. в академии, соединявшей черты высшей и средней школы, преподавались греческий, латинский и славянский языки, "семь свободных искусств", богословие, основное внимание уделялось греческому языку. С начала 18 в., после преобразований, проведённых Стефаном Яворским, курс обучения расширился (немецкий и французский языки, медицина, физика, философия и др.), ведущее место занял латинский язык. В 1701 академия была переименована в Славяно-латинскую, в 1775 — С.-г.-л. а. С учреждением Академического университета в Петербурге (1725) и Московского университета (1755) академия стала терять своё значение как общеобразовательное учебное заведение и превратилась в высшую богословскую школу, в 1814 преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру (ныне в г. Загорске).
Академия содействовала распространению общего образования в России. В ней учились дети не только знати, приказного дьячества, служителей церкви, купечества, но и кабальных людей; русские, украинцы, белорусы, греки, македонцы, грузины и другие (первоначально около 100 чел., в начале 18 в. — 600 чел., в начале 19 в. — свыше 1600 чел.). Из академии наряду с крупнейшими руководителями православной церкви вышли многие видные деятели русской культуры 17—18 вв.: Ф. П. Поликарпов-Орлов, К. Истомин, В. К. Тредиаковский, П. В. Постников, Л. Ф. Магницкий, первые профессора Московского университета Н. Н. Поповский и А. А. Барсов, в 1731—35 в академии учился М. В. Ломоносов.
Лит.: Смирнов С. С., История Московской славяно-греко-латинской академии, М., 1855; Галкин А., Академия в Москве в XVII столетии, М., 1913; Рогов А. И., Новые данные о составе учеников Славяно-греко-латинской академии, "История СССР", 1959, № 3.