Примеры статей
Тоническое стихосложение
Тоническое стихосложение (от греч. tоnos - ударение), система стихосложения, в которой ритмичность создаётся упорядоченностью появления ударных слогов среди безударных. Т. с. употребительно…
Хорей
Хорей (греч. choreios, буквально- плясовой), трохей (греч. trochaios, буквально - бегущий), 1) в метрическом стихосложении - стопа длиной в три моры, состоящие из долгого и краткого слогов (- E). 2) В…
Ямб
Ямб (греч. iambos), 1) в метрическом стихосложении - стопа длиною в три моры,состоящая из краткого и долгого слогов (с некоторыми вариациями); наиболее употребителен был "ямбический триметр" - 6-…
Дактиль
Дактиль (греч. daktylos), в силлаботоническом стихосложении (в т. ч. русском) трёхсложная стопа, в которой ударение падает на первый слог (- E E) Пример Д. в русском стихе…
Амфибрахий
Амфибрахий (от греч. amphibrachys, буквально. - короткий с обоих концов), в силлабо-тоническом стихосложении (в т. ч. русском) трёхсложная стопа, в которой ударный слог располагается между двумя…
Анапест
Анапест (греч. anapaistos, буквально - отражённый назад; обратный дактилю), в античной метрике трёхсложная стопа длительностью в четыре моры, состоящая из двух кратких слогов и долгого слога в конце…
Анакруса
Анакруса, анакруза (от греч. anakrusis, буквально - отталкивание), в стихосложении сверхметрические безударные слоги в начале стиха, "лишние" для данной стопы, например в амфибрахии: (М. Ю. Лермонтов)…
Пиррихий
Пиррихий (греч. pyrrhichios, от pyrrhich - название военной пляски), в метрическом стихосложении стопа из двух кратких слогов (EE); в тоническом стихосложении П. условно называют пропуск ударения на…
Спондей
Спондей (греч. spondeios), 1) в античном стихосложении стопа из 2 долгих слогов (схема - -); 2) в силлабо-тоническом стихосложении С. условно называется стопа хорея или ямба со сверхсхемным ударением…
Силлабическое стихосложение
Силлабическое стихосложение основано на соизмеримости стихотворных строк по количеству слогов. С. с. присуще преимущественно языкам с постоянным ударением (во французском - на последнем слоге, в…
Вольный стих
Вольный стих, разновидность силлабо-тонического стиха с непостоянным числом одинаковых (в отличие от разнохарактерных в свободном стихе) стоп в стихе, причём стихи неравной длины сочетаются свободно…
Силлабо-тоническое стихосложение
Силлабо-тоническое стихосложение (от греч. syllabe — слог и tónos — ударение), одна из форм тонического стихосложения, основанное на регулярном чередовании сильных слогов, по которым распределяются ударения, и слабых, на которые ударения не падают. Основные размеры: двусложные, в которых между сильными слогами находится один слабый, — хорей — È — È — È... (знаком — обозначается сильный слог, знаком È слабый; пример: Буря мглою небо кроет) и ямб È — È — È —... (Пора, пора, рога трубят), и трёхсложные, в которых между сильными слогами располагается по два слабых, — дактиль — È — È — È... (Вырыта заступом яма глубокая), амфибрахий È — È — È — È... (Идёт вдохновенный кудесник) и анапест È — È — È —... (За великое дело любви). Названия размеров заимствованы из античного метрического стихосложения, в котором в том же порядке чередовались долгие и краткие слоги. Внутренняя структура двусложных размеров, с одной стороны, трёхсложных — с другой, одинакова; отличаются они анакрусой — ритмическим зачином, который измеряется количеством слабых слогов до первого сильного. В хорее и дактиле анакруса нулевая, в ямбе и амфибрахии односложная, в анапесте двусложная. Русские теоретики 18—19 вв. делили силлабо-тонический стих на единообразные стопы, например хорей — È| — È| — È|... Однако стопная теория натолкнулась на одну особенность русского стиха: в хорее и ямбе ударения падают не на все сильные слоги и только последний слог всегда ударен. Например, в стихе "Возлюбленная тишина" пропущено метрическое ударение на 2-й и 3-й стопах: È —¢| È —| È —| È —¢|. Объясняется это тем, что в русском языке одно ударение падает в среднем приблизительно на три слога, а стопа ямба и хорея состоит из двух. Изредка ударение может падать на слабый слог (сверхсхемное ударение). В этих случаях стиховеды нередко пользовались понятием вспомогательных стоп: пиррихия È È и спондея — —, способных замещать основные. Так, в стихе "Здесь в мире расширять науки" — — | È È | È — | È — | È первая стопа — спондей, вторая — пиррихий, остальные — ямбы. Большинство современных русских стиховедов отказались от стопной теории, продолжая; однако, пользоваться для удобства её терминологией. Пиррихии придают русским ямбам и хореям ритмическое разнообразие. В трёхсложных размерах среднее количество ударений приблизительно совпадает с количеством сильных мест, поэтому пропуски метрических ударений в них редки, зато сверхсхемные встречаются чаще.
В русской поэзии С.-т. с. было введено в поэтическую практику и теоретически обосновано в 30-е гг. 18 в. В. К. Тредиаковским и М. В. Ломоносовым, вытеснив существовавшее с середины 17 в. силлабическое стихосложение. Русские поэты употребляли стихи, содержащие от 2 до 6 сильных мест (стоп). Обычно все стихи одного стихотворения или равны по количеству стоп, или же регулярно чередуются. Особая форма силлабо-тонического стиха — вольный стих, преимущественно ямб, в котором неупорядоченно чередуются стихи от одностопных до шестистопных (басни И. А. Крылова; "Горе от ума" А. С. Грибоедова); в вольных ямбах и хореях В. В. Маяковского можно встретить даже десятистопные стихи.
С.-т. с. в каждом языке, где оно существует, своеобразно. Так, в немецком языке в многосложных словах может быть несколько ударений, одно ударение приходится в среднем на два слога, поэтому пиррихии редки, ритмическое разнообразие создаётся чередованием ударений разной силы. В английском языке много односложных слов, поэтому в двусложных размерах многочисленны сверхсхемные ударения. В языках с постоянным ударением С.-т. с. встречается реже и менее упорядочено. Например, в чешских ямбах не обязательно ударение на последнем сильном слоге; в польском стихе часто встречается сдвиг ударения с сильного слога на слабый; такой силлабо-тонический стих можно считать переходной формой, сближающейся с силлабическим стихом.
Лит.: Белый А., Символизм, М., 1910; Жирмунский В. М., Введение в метрику, Л., 1925; Томашевский Б. В., О стихе, Л., 1929; его же, Стих и язык, М. — Л., 1959; Шенгели Г. А., Техника стиха, М., 1960; Тимофеев Л. И., Очерки теории и истории русского стиха, М., 1958; Холшевников В. Е., Основы стиховедения, Л., 1972; Гаспаров М. Л., Современный русский стих, М., 1974.
В. Е. Холшевников.