Метафора

Метафора (от греч. metaphorá — перенесение), 1) троп, основанный на принципе сходства. В основе М. — способность слова к своеобразному удвоению (умножению) в речи номинативной (обозначающей) функции. Так, во фразе "сосны подняли в небо свои золотистые свечи" (М. Горький) последнее слово обозначает одновременно два предмета — стволы и свечи. Тому, что уподобляется (стволы), соответствует переносное значение М., являющееся частью контекста и образующее внутренний, скрытый план её смысловой структуры; тому, что служит средством уподобления (свечи), соответствует прямое значение, противоречащее контексту и образующее внешний, явный план.

Т. о., в М. оба плана смысловой структуры даны как бы слитно, тогда как в сравнении — раздельно ("стволы как свечи"). М. может быть любая знаменательная часть речи: существительное ["в траве брильянты висли"; разновидность — т. н. генитивная конструкция: собственно М. плюс имя существительное в родительном падеже ("колоннада рощи", "бронза мускулов")]; прилагательное ("утиный нос" — метафорический эпитет); глагол, в том числе причастие и деепричастие ("там, где сливаяся шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры"). В М. выделяют ряд аспектов: предметный — уподобляемые посредством М. реалии образуют "предметные пары", у которых общим признаком могут быть цвет, форма и др. свойства; логический — М. как операция с соподчинёнными понятиями; психологический — М. как ассоциация представлений, относящихся к различным сферам восприятия, — зрительной, слуховой, вкусовой и пр. (ср. "кислое настроение" — синестезия), лингвистический — трактовка М. с точки зрения семасиологии, грамматики, стилистики; литературоведческий — М. как поэтическое средство, её зависимость от творческой индивидуальности, направления, национальной культуры. Сферы применения М.: речь нехудожественная — стили обиходно-бытовой (о глупце: "осёл"), газетно-публицистический ("трудовая вахта"), научно-популярный (о соли: "съедобный камень"); речь художественная — фольклор (многие загадки и пословицы метафоричны) и художественная литература, особенно поэзия (в трагедии "Владимир Маяковский" В. В. Маяковского на 10 стр. около 350 М.). Поэтические М., которые запечатлевают эмоциональное состояние, допускают многообразное понимание и нередко близки к символу ("Над бездонным провалом в вечность, задыхаясь, летит рысак..." А. А. Блок). М. могут быть одиночными и развёрнутыми, охватывающими ряд фраз (уподобление Руси "птице-тройке" у Н. В. Гоголя), абзацев и даже глав.

2) М. называют также употребление слова во вторичном значении, связанном с первичным по принципу сходства; ср. "нос лодки" и "нос покраснел", "поле тяготения" и "поле за лесом". Здесь, однако, имеет место не переименование, как в М., а наименование, используется не два, а лишь одно значение, образно-эмоциональный эффект отсутствует, вследствие чего это явление целесообразнее именовать, например, "метафоризацией". Ср. Метонимия, Олицетворение, Эпитет.

Лит.: Жирмунский В., Поэзия Александра Блока, в его кн.: Вопросы теории литературы, Л., 1928; Адрианова-Перетц В. П., Очерки поэтического стиля древней Руси, М. — Л., 1947; Мейлах Б., Метафора как элемент художественной системы, в его кн.: Вопросы литературы и эстетики, Л., 1958; Поэтическая фразеология Пушкина. М., 1969; Левин Ю. И., Русская метафора..., "Уч. зап. Тартус. гос. университета", 1969, в. 236; Корольков В., О внеязыковом и внутриязыковом аспектах исследования метафоры, "Уч. зап. МГПИ Иностранных языков", 1971, т. 58; Foss М., Symbol and metaphor in human experience, Princeton, 1949; Hester М. B., The meaning of poetic metaphor, The Hague — P., 1967; Shibles W. A., Metaphor: an annotated bibliography and history, White-water (Wise), 1971.

В. И. Корольков.