Примеры статей
Парус (судна)
Парус судна, полотнище (ткань) или гибкая пластина, с помощью которых энергия ветра преобразуется в энергию движения судна. Воздействуя на П., ветер оказывает на него непосредственное давление (при…
Парусное вооружение
Парусное вооружение судна, совокупность элементов оснастки парусного судна (парусов, рангоута и такелажа). Тип П. в. определяется формой парусов (прямое, косое, смешанное), элементами рангоута и…
Гребное судно
Гребное судно, судно, приводимое в движение вёслами. Г. с. бывают с уключинами (упорами для вёсел) и без уключин. Уключины располагаются на бортах (шлюпки, лодки различных типов), на кронштейнах за…
Парусный флот
Парусный флот (военное), военно-морской флот, состоявший из парусных кораблей и судов (см. Парусное судно).Постоянный военный П. ф. появился в 17 в. в Великобритании, Франции и др. странах Западной…
Клипер
Клипер (от англ. clipper или голл. klipper), быстроходное морское парусное судно, существовавшее до конца 19 в. и предназначенное главным образом для перевозки ценных грузов (чая, пряностей, шерсти)…
Пароход
Пароход, самоходное судно, приводимое в движение паровой машиной или паровой турбиной. Появление П. относится к началу 19 в., когда было организовано промышленное производство паровых машин.В 1807 Р…
Теплоход
Теплоход, судно, приводимое в движение двигателем внутреннего сгорания; наиболее распространённый тип самоходного судна. Мощность от главного судового двигателяТ. передаётся на движитель…
Яхта
Яхта (голл. jacht, от jagen - гнать, преследовать), парусное моторное или парусно-моторное судно водоизмещением до 3000 т, предназначенное для спорт, или туристских целей. Наиболее распространены…
Швертбот
Швертбот, швербот (нем. Schwertboot, от Schwert - шверт и Boot - судно), парусное одномачтовое спортивное или прогулочное судно с малой осадкой и оборудованное швертом. Длина Ш. достигает 12 м…
Парусное судно
Парусное судно, судно, приводимое в движение энергией ветра с помощью парусов. В зависимости от размеров П. с. на нём устанавливается от 1 до 7 мачт; П. с. различаются также парусным вооружением (рис.). Важными характеристиками ходовых и манёвренных качеств П. с. являются общая площадь его парусов (называется парусностью) и положение точки приложения равнодействующей сил воздействия ветра (центр парусности). Управляют П. с., согласованно действуя рулём и парусами: меняют курс, увеличивают или уменьшают скорость хода, останавливают продвижение П. с. (судно "ложится в дрейф") и т.д.
История П. с. насчитывает свыше 5 тыс. лет. Паруса применялись в Древнем Египте, Финикии, Китае, Древней Греции, Древнем Риме как вспомогательный источник движущей силы на гребных военных и транспортных судах. В 10—13 вв. в скандинавских и средиземноморских странах появились суда (дракары, нефы, караки, каравеллы), которые в качестве главного движителя имели паруса. В Древней Руси в 9—14 вв. определились 2 района парусного судостроения: на С. (Новгород, побережье Белого моря) и на Ю. (Киев). На парусных судах (лодьях, кочах, карабасах) восточные славяне плавали по Белому, Баренцеву, Балтийскому и Чёрному морям, доходили до Царьграда (Константинополя) и выходили в Средиземное море. Развитие парусного судоходства, усовершенствование парусного вооружения, достижения судостроения и искусства управления парусами способствовали Великим географическим открытиям и расширению мировой торговли. В 16—17 вв. главные районы парусного судостроения перемещаются из Средиземноморья в страны Северного моря (Голландию, Англию). К началу 18 в. П. с. получают повсеместное распространение и вытесняют гребные суда. В эпоху Петра I строились торговые П. с. грузоподъёмностью в несколько сотен т и 100-пушечные линейные парусные корабли с экипажем около 800 чел. Наивысшего развития парусный флот достиг к середине 19 в., когда он составил основное ядро транспортного, промыслового и военного флотов. Так, грузоподъёмность грузовых П. с. превысила 5000 т, валовая вместимость — 1500 регистровых т, экипаж — 100 чел., скорость наиболее быстроходных П. с. (клиперов) достигла 18 узлов (около 33 км/ч) и более. С распространением судов, приводимых в движение механическими двигателями (пароходов и теплоходов), в конце 19 — начале 20 вв. П. с. утратили своё значение основного транспортного средства. Современные П. с. используют преимущественно в спортивных (яхты, швертботы), туристских и учебных целях.
Э. Г. Логвинович.