Примеры статей
Локомотив
Локомотив (франц. locomotive, от лат. loco moveo - сдвигаю с места), тяговое транспортное средство, относящееся к подвижному составу и предназначенное для передвижения по рельсовым путям поездов или…
Паровой котёл
Паровой котёл, устройство, имеющее топку, обогреваемое газообразными продуктами сжигаемого в топке органического топлива и предназначенное для получения пара с давлением выше атмосферного…
Паровая машина
Паровая машина, поршневой первичный двигатель, предназначенный для преобразования потенциальной тепловой энергии (давления) водяного пара в механическую работу. Рабочий процесс П. м. обусловлен…
Колёсная пара
Колёсная пара, один из основных узлов ходовой части вагона или экипажной части локомотива. Представляет собой ось с двумя насаженными на неё колёсами, которые служат для направления движения вагонов и…
Букса
Букса (от нем. Buchse) вагонная, механический узел для передачи нагрузки от рамы вагона (локомотива) или тележки на колёсную пару. Б. - металлическая коробка, внутри которой помещены подшипник (…
Тревитик Ричард
Тревитик (Trevithick) Ричард (13.4.1771, Иллоган, Корнуэлл, - 22.4.1833, Дартфорд, Кент), английский изобретатель. Получил среднее образование в Камборне, познания в области паровой техники приобрёл…
Стефенсон Джордж
Стефенсон, Стивенсон (Stephenson) Джордж (9.6.1781, Уайлем, Нортамберленд, - 12.8.1848, Тэптон-Хаус, Честерфилд), английский конструктор и изобретатель, положивший начало развитию парового ж.-д…
Черепановы Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович
Черепановы Ефим Алексеевич [1774, Выйский завод, - 15(27).6.1842, Нижний Тагил] и Мирон Ефимович [1803, Выйский завод, - 5(17). 10.1849, Нижний Тагил], русские машиностроители, отец и сын. Крепостные…
Электровоз
Электровоз, локомотив, приводимый в движение тяговыми электродвигателями, получающими электрическую энергию от контактной сети или (реже) и от аккумуляторов, установленных на самом Э. (…
Тепловоз
Тепловоз, один из видов локомотивов, на котором первичным двигателем является двигатель внутреннего сгорания. Основные элементы Т.: тепловозный двигатель, силовая передача, экипажная часть…
Паровоз
Паровоз, один из видов локомотива,у которого двигателем является паровая машина. Основные элементы П.: паровой котёл, паровая машина, экипажная часть. Запасы топлива, воды и смазки помещаются обычно в прицепленном к П. тендере; если эти запасы находятся на самом П., то такой локомотив называется танк-паровозом. В результате сгорания в топке котла топлива (каменный уголь, мазут, горючие сланцы, торф, дрова и др.) тепло через стенки топки, жаровых и дымогарных труб передаётся котловой воде, которая превращается в пар. Для повышения экономичности П. в специальных установках пар перегревается и его температура значительно повышается. Паровая машина преобразует тепловую энергию в механическую энергию движения поршня в паровых цилиндрах, через шатунно-кривошипный механизм это движение передаётся движущим колёсам. К экипажной части П. относятся рама, колёсные пары с буксами, бегунковые и поддерживающие тележки (с одной или двумя колёсными парами), рессорное подвешивание, а также аппараты сцепления.
Первые П. (рис. 1) были созданы в Великобритании в 1803 (Р. Тревитик) и в 1814 (Дж. Стефенсон). В России первый оригинальный П. (рис. 2) был построен Е. А. и М. Е. Черепановыми (1833). Свыше столетия П. были самым распространённым видом тяги вплоть до 50-х гг. 20 в. (рис. 3), когда их повсеместно стали заменять электровозы и тепловозы. С 1956 выпуск П. в СССР был прекращен, хотя они ещё эксплуатируются на некоторых малодеятельных линиях железных дорог и на промышленных предприятиях. Основная причина замены П. др. видами локомотивов — его низкая экономичность: кпд лучших моделей не превышал 9%, среднеэксплуатационный кпд 4%.