Также "по теме"
Обобщённые координаты
Обобщённые координаты, независимые между собой параметры qi (r = 1, 2,..., s) любой размерности, число которых равно числу s степеней свободы механич. системы и которые однозначно определяют положение…
"Советакан Карабах"
"Советакан Карабах" ("Советский Карабах"), областная газета Нагорно-Карабахской АО Азербайджанской ССР на армянском языке. Основана в 1923. Первоначально выходила под название "Карабахи гехчук" ("…
Речитатив
Речитатив (итал. recitativo, от recitare — читать вслух, декламировать), особый род вокальной музыки; воспроизведение в пении интонационной стороны и ритмики речи. Р. обычно не образует замкнутой музыкальной формы, подчиняясь синтаксическому расчленению текста. Истоки Р. — в исполнении народными певцами эпических музыкально-поэтических произведений. Р. в профессиональном музыкальном искусстве зародился в связи с возникновением в конце 16 — начале 17 вв. оперы. В итальянской опере 17 в. выработались 2 типа Р. — recitative secco (буквально — сухой Р.), исполнявшийся "говорком" в свободном ритме под аккомпанемент отдельных аккордов на клавесине, и recitative accompagnato (аккомпанированный Р.), более мелодизированный, с развитым оркестровым сопровождением; первый применялся главным образом в диалогах, второй — в монологах перед ариями. В других странах возникли свои национальные разновидности Р. В 18 в. аккомпанированный Р. начал преобладать; сухой Р. удержался только в комической опере. В 19 в. "номерная" опера с речитативами сохраняется, однако возникает и опера сквозного развития, в которой нет Р. в собственном смысле слова, и речитативное начало выступает в синтезе с мелодическим. Р. и его элементы представлены и в других музыкальных жанрах (оратория, кантата, песня).
Лит.: Доливо А., Речитативы в вокальном искусстве, в книге: Вопросы музыкально-исполнительского искусства; в. 3, М., 1962; Neumann Fr. Н., Die Ästhetik des Rezitativs, Strassburg — Baden-Baden, 1962 (Sammlung, Musikwissenschaftlicher Abhandlungen, Bd 41).