Примеры статей
Трубадуры
Трубадуры (франц., единственное число troubadour, от прованс. trobador, от trobar - находить, слагать стихи), средневековые провансальские поэты-певцы, авторы песен (11-13 вв.; юг Франции). Известно…
Труверы
Труверы (франц., единственное число trouvere, от trouver - находить, придумывать, сочинять тропы), французские поэты-певцы 12-13 вв. Творчество Т. сложилось на С. Франции (главным образом в Пикардии)…
Вийон Франсуа
Вийон, Вильон (Villon) Франсуа [настоящая фамилия - Монкорбье или де Лож (Montcorbier, de Loges)] (р. между 1.4.1431 и 19.4.1432, Париж, - год и место смерти неизвестны], французский поэт…
Сентиментализм
Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental - чувствительный, от франц. sentiment - чувство), течение в литературе и искусстве 2-й половины 18 в. в Западной Европе и России…
Романтизм
Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 - 1-й половины 19 вв. Французский romantisme ведёт родословную от испанского…
Баллада
Баллада (франц. ballade, прованс. balada, от позднелат. ballo — танцую), наименование нескольких весьма различных поэтических и музыкальных жанров. Первоначально у романских народов средневековья — лирическая хороводная песня с обязательным рефреном. К 13 в., видоизменяясь, Б. становится популярным жанром французской и итальянской профессиональной поэзии (особенно трубадуров и труверов). Классическая французская Б. 14—15 вв. — бессюжетное лирическое стихотворение канонической формы: три строфы на сквозные рифмы (ababbcbc), "посылка" (обращение к лицу, которому Б. посвящена), рефрен (повторяющаяся последняя строка каждой строфы и "посылки"). Образец — Б. "О женщинах былых времён" Ф. Вийона. В средневековой Англии Б. — народная сюжетная песня драматического содержания с хоровым припевом, обычно на историческую, легендарную или фантастическую тему (например, цикл Б. о Робине Гуде). Б., близкая английской и шотландской народной Б., стала любимым жанром поэзии сентиментализма, романтизма и неоромантизма (Р. Бернс, С. Колридж, У. Блейк, Р. Киплинг — в Англии, Г. Бюргер, Ф. Шиллер, Г. Гейне — в Германии). Зачинателем Б. в русской поэзии был В. А. Жуковский. Б. писали А. С. Пушкин ("Песнь о вещем Олеге", "Жених"), М. Ю. Лермонтов ("Воздушный корабль"), А. К. Толстой (преимущественно на темы русской истории). Советские поэты Н. С. Тихонов, Э. Г. Багрицкий — авторы Б. с героической тематикой. В советской поэзии преобладает сюжетная, драматическая по содержанию Б. лироэпической "тональности" (А. А. Сурков, П. Г. Тычина, Е. Чаренц и др.).
Расцвет вокальной Б. (главнынм образом для сольного пения с сопровождением фортепиано) связан с возрождением Б. в профессиональной поэзии 2-й половины 18 в. Б. представлена в романтической музыке Германии и Австрии — в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Г. Вольфа. Первые русские Б. связаны с романтической поэзией — "Светлана" А. А. Плещеева на слова В. А. Жуковского, баллады А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова, М. И. Глинки. Своеобразное претворение жанр Б. получил у А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова.
Инструментальная Б. — жанр, характерный для романтической музыки. Эпическая повествовательность соединяется в ней с драматическим развитием, лирическая взволнованность — с картинной живописностью (Б. для фортепиано Ф. Листа, И. Брамса, Э. Грига и особенно Ф. Шопена, Б. и полонез А. Вьётана для скрипки и фортепиано, Б. для фортепиано с оркестром Г. Форе). В современной музыке встречаются различные виды вокальных и инструментальных Б. Вкладом в развитие вокальных Б. явились Б. на слова Б. Брехта, созданные Х. Эйслером. В советской музыке жанр Б. нередко получает героическую, героико-эпическую трактовку ("Баллада Витязя" из симфонии-кантаты Ю. А. Шапорина "На поле Куликовом", "Баллада о мальчике, пожелавшем остаться неизвестным" С. С. Прокофьева, "Героическая баллада" для фортепиано с оркестром А. Бабаджаняна).
Лит.: Жирмунский В. М., Английская народная баллада, "Северные записки", 1916, № 10; Русская баллада. Вступ. статья Н. П. Андреева, М.—Л., 1936; Панкратова В., Баллада, М., 1963; Entwistie J., European balladry, Oxf., 1939; Northcote S., The ballad in music, Oxf., 1944.
В. А. Никонов, Е. М. Царёва.