Примеры статей
Высшее образование
Высшее образование, совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая…
Среднее специальное образование
Среднее специальное образование, одна из форм профессионального образования; имеет целью подготовку непосредственных организаторов и руководителей первичных звеньев на производстве, помощников…
Профессионально-техническое образование
Профессионально-техническое образование, форма профессионального образования, имеющая целью подготовку квалифицированные рабочих для отраслей народного хозяйства в профессонально-технических учебных…
Аспирантура
Аспирантура, в СССР основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров; обучение в А. завершается, как правило, защитой диссертации на соискание учёной степени кандидата наук. А…
Учёные звания и степени
Учёные звания и степени, присваиваются специалистам с высшим образованием, определяют их научную квалификацию, достижения в развитии науки, техники и культуры, в подготовке кадров высшей квалификации…
Повышение квалификации
Повышение квалификации, в СССР государственная система, обеспечивающая трудящимся получение новых, современных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для работы по специальности. П…
Филологическое образование
Филологическое образование в СССР, система подготовки специалистов по языкам и литературам - лингвистов, литературоведов, преподавателей и учителей, переводчиков (см. Филология, Литературоведение…
Музыкальное образование
Музыкальное образование, система подготовки профессионалов в области музыкального искусства - композиторов, музыковедов, исполнителей (певцов и инструменталистов, дирижёров хора и оркестра) и…
Учительские семинарии
Учительские семинарии, педагогические учебные заведения для подготовки учителей начальной школы. Первые учебные заведения типа У. с. появились в Германии в 17 в., в России - в 1779 при Московском…
Женские гимназии
Женские гимназии, средние общеобразовательные учебные заведения в России, делились на гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии, гимназии министерства народного просвещения и частные гимназии…
Епархиальные училища
Епархиальные училища, средние женские учебные заведения в России, созданные по Уставу 1843, главным образом для дочерей священников. Е. у. содержались на средства, полученные от сборов с церквей…
Высшие начальные училища
Высшие начальные училища, учебные заведения дореволюционной России, возникшие по Положению 25 июня 1912 взамен 3- и 4-классных городских училищ. Состояли из 4 классов с годичным курсом в каждом…
Прогимназия
Прогимназия (от лат. pro - вместо и гимназия), в России 4-классное учебное заведение, соответствовавшее четырём младшим классам гимназии. Учреждена в 1864, с 1866 получила право принимать экзамены на…
Церковно-учительские школы
Церковно-учительские школы, педагогические учебные заведения (мужские и женские) в дореволюционной России для подготовки учителей церковно-приходских школ. Существовали со 2-й половины 19 в…
Второклассные учительские школы
Второклассные учительские школы, мужские и женские учебные заведения в дореволюционной России; в течение 3 лет готовили учителей для школ грамоты. Возникли по указу 1895 (Положение о В. у. ш. вышло 1…
Учительские институты
Учительские институты, учебные заведения для подготовки учителей средних классов общеобразовательных школ. В России первый У. и. открыт в 1817 при Главном педагогическом институте в Петербурге…
Главный педагогический институт
Главный педагогический институт, высшее педагогическое закрытое учебное заведение, учрежденное по уставу 23 декабря 1816 на базе реорганизованного Петербургского педагогического института (1804-16)…
Высшие женские курсы
Высшие женские курсы, высшие женские учебные заведения в дореволюционной России. Возникли под влиянием революционно-демократического движения 60-х гг. 19 в. Первые В. ж. к. с разрешения правительства…
Педагогическая академия
Педагогическая академия, высшие педагогические курсы в дореволюционной России, учрежденные Лигой просвещения в Петербурге. Открыты в 1908 (устав утвержден министерством народного просвещения в 1907) с…
Педагогический институт имени П. Г. Шелапутина
Педагогический институт имени П. Г. Шелапутина, высшее учебное заведение в дореволюционной России, открытое в 1911 в Москве на средства действительного статского советника П. Г. Шелапутина В институт…
Академия коммунистического воспитания
Академия коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской (АКВ), высшее педагогическое учебное заведение (1923-35). Создана на основе Академии социального воспитания, существовавшей с 1919. В…
Ленинградский педагогический институт
Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена, основан в 1918 как 3-й Петроградский педагогический институт по инициативе А. В. Луначарского и М. Горького; среди организаторов института - В…
Московский областной педагогический институт
Московский областной педагогический институт им. Н. К. Крупской (МОПИ), основан в 1931. В 1957 МОПИ присвоено имя Н. К. Крупской. В составе института (1973): факультеты - русского языка и литературы…
Высший коммунистический институт просвещения
Высший коммунистический институт просвещения (ВКИП), научно-учебное заведение, готовившее научных работников и преподавателей педагогических дисциплин для вузов и руководящих работников системы…
Московский педагогический институт
Московский педагогический институт им. В. И. Ленина (Московский государственный педагогический институт - МГПИ), один из крупнейших центров педагогического образования в СССР. Ведёт свою историю от…
Педагогические курсы
Педагогические курсы, одна из форм повышения квалификации и подготовки учителей общеобразовательной школы и преподавателей специальных учебных заведений. В дореволюционной России получили…
Московский педагогический институт иностранных языков
Московский педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза (МГПИИЯ), один из ведущих учебных и научных центров СССР в области подготовки преподавателей иностранных языков и переводчиков…
Вечернее образование
Вечернее образование, одна из форм подготовки специалистов высшей и средней квалификации, квалифицированных рабочих, а также обучения молодёжи и взрослых в средней общеобразовательной школе без отрыва…
Заочное образование
Заочное образование, одна из форм подготовки и повышения квалификации специалистов с высшим и средним специальным образованием, а также получения общего среднего образования без отрыва от работы на…
Педагогические училища
Педагогические училища в СССР, средние специальные учебные заведения, готовящие учителей начальных (1-3-х) классов общеобразовательной школы, воспитателей дошкольных учреждений, учителей физического…
Индустриально-педагогические техникумы
Индустриально-педагогические техникумы, готовят мастеров производственного обучения для профессионально-технических учебных заведений. Первые И.-п. т. организованы в 1943 в Москве, Куйбышеве и…
Педагогические институты (вуз)
Педагогические институты в СССР, основной тип вузов, готовящих учителей средней школы (преподавателей общеобразовательных дисциплин в массовых школах, средних специальных, профессионально-технических…
Историческое образование
Историческое образование в России и в СССР, система подготовки педагогических и научных кадров в области истории. Как самостоятельная отрасль высшего образования И. о. в России сформировалось в начале…
Механико-математическое образование
Механико-математическое образование, система подготовки специалистов высшей квалификации для научно-исследовательской и преподавательской работы в области математики, механики и смежных с ними…
Искусств институты
Искусств институты, готовят творческие и педагогические кадры в области музыкального, театрального, изобразительного искусства и культурно-просветительной работы. В 1971 в СССР было 8 И. и…
Физической культуры институты (учебные)
Физической культуры институты учебные, готовят преподавателей физического воспитания и преподавателей-тренеров по видам спорта для работы в учебных заведениях всех типов, в спортивных обществах…
Педагогическое образование
Педагогическое образование, система подготовки педагогических кадров (учителей, воспитателей и т. п.) для общеобразовательной школы и др. учебно-воспитательных учреждений в педагогических институтах, училищах и университетах; в широком смысле — подготовка педагогических и научно-педагогических кадров для учебных заведений всех типов, включая профессионально-технические, средние специальные и высшие. (См. Высшее образование, Среднее специальное образование, Профессионально-техническое образование, Аспирантура, Учёные звания и степени, Повышение квалификации и статьи об отраслях специального образования, например Филологическое образование, Музыкальное образование.)
В дореволюционной России основным типом учебных заведений для подготовки учителей начальной школы были учительские семинарии. Учителей начальной школы готовили также педагогические классы женских гимназии, женских епархиальных училищ и женский педагогический институт в Петербурге. При некоторых высших начальных училищах и прогимназиях имелись 2-годичные педагогические курсы. Для церковно-приходских школ учителей готовили церковно-учительские школы, а также второклассные учительские школы. Многие учителя, особенно на окраинах страны, не имели педагогического образования и получали звание учителя после сдачи специальных экзаменов. Учителей для городских и уездных училищ готовили учительские институты с 3-годичным сроком обучения. Учительские семинарии и институты ограничивали продолжение образования: по окончании семинарии можно было поступить только в учительский институт, по окончании учительского института — в коммерческий институт. Некоторые педагогические учебные заведения благодаря усилиям прогрессивных педагогов отличались хорошей постановкой учебно-воспитательной работы. Учителями средних учебных заведений назначались, как правило, лица, окончившие университеты и некоторые высшие учебные заведения непедагогического профиля, а также духовные академии. В соответствии с университетским уставом 1804 были открыты 3-годичные педагогические институты при университетах: Московском (1804), Харьковском (1811), Казанском (1812), Дерптском (впоследствии Юрьевском, ныне Тартуском; 1820) и Киевском (1834). Среди педагогич6еских институтов выделялся Петербургский, созданный в 1804 на базе учительской семинарии и в 1816 преобразованный в Главный педагогический институт. В 60—70-х гг. 19 в. были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовившие учителей главным образом женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ. Широкую известность имели Высшие женские курсы воспитательниц и учительниц Д. И. Тихомирова в Москве, Женский педагогический институт в Петербурге, Фребелевские курсы в Петербурге, Фребелевский институт в Киеве и др. В 1908 в Петербурге В. М. Бехтерев организовал Психоневрологический институт — высшее медико-педагогическое учебное заведение для подготовки врачей, учителей и юристов. Развитию П. о. во многом способствовала деятельность Н. А. Добролюбова, К. Д. Ушинского, Н. И. Лобачевского, Д. И. Менделеева, К. А. Тимирязева, А. М. Бутлерова, и др. Д. И. Менделеев придавал большое значение высшему П. о., от состояния которого, как он утверждал, зависят все отрасли высшего образования. Прогрессивными общественными деятелями и учёными созданы в 1907 в Петербурге Педагогическая академия Лиги образования, в 1911 в Москве Педагогический институт имени П. Г. Шелапутина, которые давали педагогическую подготовку лицам, имевшим высшее образование. Дореволюционные педагогические учебные заведения не могли удовлетворить потребностей общеобразовательной школы в учителях.
П. о. в СССР. Октябрьская революция 1917 коренным образом изменила характер народного образования, систему подготовки учителей, классовый и национальный состав студенчества в педагогических учебных заведениях. Определяющее значение для строительства новой школы (в том числе системы подготовки учителей) имели идеи В. И. Ленина, его непосредственное участие в руководстве деятельностью Наркомпроса. Становление советской системы П. о. связано с именами Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, М. Н. Покровского, А. С. Бубнова, В. П. Потемкина, И. А. Каирова и др. В 1918—20 были организованы сравнительно небольшие специализированные школьные, дошкольные и другие педагогические учебные заведения и курсы, которые затем объединялись в педагогические вузы. Дореволюционные учительские семинарии были преобразованы в 4-годичные институты народного образования, остальные — в постоянно действующие педагогические курсы для подготовки учителей начальной школы. В 20-е гг. в РСФСР сложилась следующая система П. о.: педагогические техникумы (с 1937 — педагогические училища), педагогические институты и университетские педагогические факультеты. Педагогические институты и педагогические факультеты университетов, как правило, имели отделения социального воспитания, подготовки преподавателей техникумов и политико-просветительные. Один из первых крупных советских педагогических вузов — Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, в которой были заложены основы советской системы П. о. В 1918 на базе Высших женских курсов В. И. Герье создан Московский 2-й университет, в Петрограде— Государственный педагогический институт (см. Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена). В 30-е гг. в Москве открылись городской (впоследствии им. В. П. Потёмкина) и областной педагогический институты
Подготовка учителей в СССР в педагогических институтах и университетах (на 1 октября 1974, тыс. чел.)
Специальность
Прием Контингент Выпуск Пед. ин-ты Ун-ты Пед. ин-ты Ун-ты Пед. ин-ты Ун-тыРусский язык и лит-ра
Родной язык и лит-ра народов СССР
Романо-германские языки и лит-ра
Иностранные языки
Математика
Физика
Биология
Химия
География
История
Черчение и рисование
Педагогика и психология (до-школьная)
Дефектология
Физическое воспитание
Музыка и пение
Общетехнические дисциплины
Педагогика и методика начально-го обучения
30,9
7,9
18,1
27,8
9,9
11,6
1,7
7,1
11,7
2,8
5,1
2,1
10,9
2,8
4,8
12.4
8,6
4,5
5,1
9,4
7,8
6,7
5,4
3,8
8,6
153,9
42,8
87,4
125,9
41,5
69,3
7,0
37,5
60,6
11,8
25,0
9,7
45,6
11,3
17,0
56,4
44,3
25,5
26,8
40,8
34,8
35,6
26,1
20,0
48,6
26,4
8,1
16,6
22,4
8,9
13,2
0,7
6,2
10,2
1,6
4,6
2,0
8,7
2,2
1,4
10,3
6,2
3,8
3,9
4,9
5,3
5,7
4,7
3,1
7,0
Итого………………………227,5
1105,2
188,1
(см. Московский областной педагогический институт им. Н. К. Крупской и Высший коммунистический институт просвещения). В 1930 на базе педагогического факультета 2-го МГУ основан Московский педагогический институт (с 1941 — МГПИ им. В. И. Ленина), В 20-е гг. открылись в Москве Академия трудового просвещения (1920—21) и Индустриально-педагогический институт им. К. Либкнехта (1923—42), педагогические факультеты при университетах во Владивостоке, Воронеже, Иркутске, Нижнем Новгороде, Перми, Ростове-на-Дону, Саратове, Казани и др., значительное число различных педагогических курсов, в том числе высших. В 30-е гг. сложилась в основном система педагогических учебных заведений. На базе педагогических и других факультетов университетов была создана сеть педагогических институтов, в том числе иностранных языков педагогических институтов. Особое внимание было обращено на развитие просвещения и культуры народов Севера, Средней Азии и Закавказья. В 1939 открылся Ленинградский государственный педагогический институт народов Севера (в 1958 реорганизован в факультет института им. Л. И. Герцена). В связи с особенностями развития женского образования в некоторых республиках Средней Азии и Закавказья в качестве временной формы П. о. были созданы женские педагогические учебные заведения (впоследствии реорганизованные в обычные). С введением в стране всеобщего семилетнего образования получили развитие учительские институты (в 50-е гг. реорганизованы в педагогические институты и училища). Началась подготовка учителей по заочной и вечерней формам обучения (см. Вечернее образование, Заочное образование). Для совершенствования системы П. о. большое значение имели постановления ЦИК СССР "Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах" (1932) и СНК СССР и ЦК ВКП (б) "О работе высших учебных заведений и руководстве высшей школой" (1936), постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки и использования специалистов" (1963), "О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране" (1966), "О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране" (1972), "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы" (1972). Основными типами современной системы педагогических учебных заведений являются педагогические училища (в том числе музыкально-педагогические), индустриально-педагогические техникумы, педагогические институты (в том числе иностранных языков), а также университеты. Учителей для младших классов школы, воспитателей дошкольных учреждений и старших пионервожатых готовят педагогические училища (на педагогическую работу в школу направляется также часть выпускников других средних специальных учебных заведений). В учебный план подготовки учителей в педагогических училищах включаются общеобразовательные дисциплины, изучаемые в средней школе, и специальные (методика преподавания, анатомия и физиология детей младшего школьного возраста, школьная гигиена, психология, педагогика и др.). Кроме того, предусматривается длительная педагогическая практика. Учителей для средней школы готовят педагогические институты и университеты. В педагогическом институтах имеются следующие специальности с 4-летним сроком обучения: русский язык и литература, родной язык и литература, математика, физика, химия, биология, география, история, черчение и рисование, педагогика и психология (дошкольная), дефектология, физическое воспитание, музыка и пение, педагогика и методика научного обучения. По двухпрофильным специальностям (например, биология и химия, география и биология) и иностранные языки установлен 5-летний срок обучения. В учебные планы всех специальностей педагоги институтов входят следующие дисциплины: история КПСС, марксистско-ленинская философия, политическая экономия, научный коммунизм (факультативно изучаются основы марксистско-ленинской этики и эстетики и основы научного атеизма), педагогика, история педагогики, психология, методика преподавания предмета, школьная гигиена, физическое воспитание. Ведущее место в учебном плане занимают профилирующие дисциплины по избранной специальности. Отличительной чертой университетского П. о. является более широкая научно-теоретическая подготовка студентов, но вместе с тем несколько меньшая педагогическая и методическая. Срок обучения, как правило, 5 лет. (О содержании и истории развития отдельных видов П. о. см. в статьях об отраслях образования, например Историческое образование, Механико-математическое образование и др.). Педагогические учебные заведения и университеты в целом удовлетворяют потребности общеобразовательной школы в учителях. В 1974/75 учебном году подготовку учителей осуществляли свыше 400 педагогических училищ (около 300 тыс. учащихся), 199 педагогических институтов, 63 университета (см. таблицу). В 1974 в общеобразовательной школе работало 2,4 млн. учителей (в 1914 в России было 208 учительских семинарий, 53 учительских института, работало 280 тыс. учителей). Преподавателей для средней школы готовят также некоторые искусств институты, физической культуры институты. О подготовке учителей за рубежом см. в разделе Просвещение (Народное образование) в статьях об отдельных странах.
Н. В. Александров.