Примеры статей
Аршакиды парфянские
Аршакиды (Арсакиды) парфянские, династия, правившая в Парфянском царстве в 250 до н. э. - 224 н. э. А. возводили свой род к персидскому царю Артаксерксу II и считали себя, т. о., продолжателями…
Антиох III
Антиох III Великий (греч. Antiосhos Мegas) (242-187 до н. э.), царь государства Селевкидов с 223. В 220-214 подавил восстания сатрапов в Персии, Мидии и М. Азии. В 219, начав войну с Египтом, А. III…
Парфянский язык
Парфянский язык, язык парфян в период от начала 1-го тыс. до н. э. до 5-6 вв. н. э. Принадлежал к северо-западной подгруппе иранских языков, близок к древним мидийским диалектам. В качестве одного из…
Митридат I
Митридат I (греч. Mithridates), Apшак VI (г. рождения неизвестен - умер около 136 до н. э.), царь Парфии около 170 - 138/137 до н. э. Воспользовавшись ослаблением государства Селевкидов, М. I к 140 до…
Армения Великая
Армения Великая, древнее государство, территория которого охватывала основные области Армянского нагорья. Начало его сложения относится к 6 в. до н. э. В дальнейшем - сатрапия Ахеменидов.В конце 4-3…
Митридат VI Евпатор
Митридат VI Евпатор (греч. Mithridates Eupator) (132-63 до н. э..), царь Понтийского царства. Правил со 121 (фактически со 111) до 63. Дважды посылал войска в Крым на помощь Херсонесу, которому…
Красс Марк Лициний
Красс Марк Лициний (Marcus Licinius Crassus) [около 115, Рим (?), - 53 до н. э., Карры], римский политический и военный деятель. В гражданской войне Суллы с марианцами в 83-82 - сулланец. Во время…
Карры (древ. город в Месопотамии)
Карры (греч. Karrai, лат. Carrhae), древний город на С.-З. Месопотамии (ныне г. Харан, Турция), близ которого 9 мая 53 до н. э. произошло сражение между римскими войсками М. Красса (свыше 40 тыс. чел…
Антоний Великий
Антоний Великий (р. ок. 250 - ум. 356), основатель монашества в Египте, жил отшельником в пустыне, канонизирован христианской церковью. Сохранились некоторые письма А. Ему приписывают т. н. "Правила…
Аршакиды армянские
Аршакиды (Аршакуни) армянские, царская династия (62 - 428), родственная Аршакидам парфянским. Основана Тиридатом I [с 62, официально с 66 по 80]. При Хосрове I Великом [217-238] власть А. стала…
Ардашир I
Ардашир I, Арташир Папакан (родился ок. 180 - ум. 22.9.239, по другим данным - 241), основатель и первый царь иранской династии Сасанидов. Дед А. I Сасан был, по-видимому, жрецом главного храма в…
Сасаниды
Сасаниды, иранская династия, правившая в 3-7 вв. на Ближнем и Среднем Востоке; происходила из Парса (см. Фарс); названа по имени Сасана, по-видимому, отца Папака - первого царя Парса из рода С. Сын…
Эллинистическая культура
Эллинистическая культура, термин, имеющий два смысловых значения: хронологическое - культура эпохи эллинизма и типологическое - культура, возникшая в результате взаимодействия греческих (эллинских) и…
Айван
Айван, эйван, иван, ливан, 1) терраса с плоским покрытием, поддерживаемым колоннами или столбами, в среднеазиатских жилищах, мечетях и др. 2) Обширное сводчатое помещение, открытое с одной стороны во…
Ниса
Ниса, древний и средне-вековый город (развалины в 18 км к С.-З. от Ашхабада). В 3 в. до н. э. - 3 в. н. э. Н. состояла из собственного города (городище Новая Н., около 18 га) и укрепленной царской…
Маргиана
Маргиана (греч. Margiane, др.-перс. Маргуш), название древней области в Средней Азии, по течению реки Мургаб (ныне юго-восток Туркменской ССР и север Афганистана). Самые ранние упоминания о М. - в "…
Перистиль
Перистиль (от греч. peristylos - окруженный колоннами, от peri - вокруг и stylos - столб, колонна), прямоугольные двор и сад, площадь, зал, окруженные с четырёх сторон крытой колоннадой. П. как…
Жилище
Жилище, одно из основных материальных условий существования человека. Типы Ж. определяются уровнем развития производительных сил, характером социальных отношений, экономики, формами семейной жизни…
Дура-Европос
Дура-Европос (греч. Dura Europos), город на среднем Евфрате (вблизи современного Калат-эс-Салихия), основан царём Селевком I Никатором около 300 до н. э. Во 2-й половине 2 в. до н. э. перешёл под…
Парфянское царство
Парфянское царство, древнее государство, возникшее около 250 до н. э. к Ю. и Ю.-В. от Каспийского моря (коренное земледельческое население этой территории — парфяне) и подчинившее в период расцвета (середина 1 в. до н. э.) своей власти и политическому влиянию обширные области от Месопотамии до границ Индии; существовало до 20-х гг. 3 в. н. э. Около 250 до н. э. сакское кочевое племя парнов (дахов) во главе с Аршаком (родоначальником династии Аршакидов)вторглось в сатрапию Селевкидов Парфиену, или Парфию, незадолго до этого отпавшую от них. Парны завоевали её территорию, затем соседнюю область Гирканию. Селевк II после неудачной попытки восстановить свою власть в 230—227 до н. э. был вынужден признать власть Аршакидов над Парфией. В 209 Парфия была подчинена селевкидским царём Антиохом III. Воспользовавшись ослаблением Селевкидского государства, Парфия вскоре восстановила свою самостоятельность. Парпы были ассимилированы парфянами (восприняли их культуру, парфянский язык и местные верования).
Около 170—138/137 до н. э. царь Парфии Митридат I завоевал восточные сатрапии Селевкидов: Мидию, большую часть Месопотамии, Элимаиду с Сузами, Парсу (Перейду) и часть Греко-Бактрийского царства (около 136 до н. э.). Однако дальнейшая экспансия П. ц. была приостановлена восстаниями греческих городов в Вавилонии, недовольных утратой своего привилегированного положения, а также наступлением кочевых племён саков у северо-восточных границ царства. Селевкиды, опираясь на поддержку недовольных греческих городов, предприняли попытки восстановить своё господство, завершившиеся разгромом армии селевкидского царя Антиоха VII в 129. Положение П. ц. после этого, однако, оставалось неустойчивым: парфяне утратили контроль над Сузами, в 128/127 до н. э. царь Харакены Гиспаосин захватил Вавилон, на восточных границах продолжалась борьба с кочевниками. Стабилизация наступила при Митридате II (около 123—88/87 до н. э.), завоевавшем занятую саками Дрангиану, затем Арейю и Маргиану, на З. — северную Месопотамию. Парфяне активно вмешивались в политическую борьбу последних Селевкидов в Сирии, под парфянским политическим влиянием находилась Армения Великая, где был возведён на престол Тигран II.
Первое соприкосновение парфян с Римом произошло в начале 1 в. до н. э. (в период борьбы римлян с понтийским царём Митридатом VI Евпатором). По соглашению 92 до н. э. границей между П. ц. и Римским государством был признан Евфрат. При парфянском царе Ороде II (около 57—37/36 дон. э.) римские войска под команд. М. Лициния Красса вторглись в Месопотамию, входившую в состав П. ц., но потерпели сокрушительное поражение при Каррах (53 до н. э.). К 40 парфяне захватили почти всю Малую Азию, Сирию и Палестину. Это угрожало владычеству Рима на Востоке. В 39—37 до н. э. римляне восстановили свой контроль над этими областями. Но поражение Антония (36 до н. э.) в Мидии Атропатене приостановило продвижение Рима за Евфрат. Одновременно римляне попытались использовать внутреннюю борьбу в Парфии, где среди правящих слоев сложились две противостоявшие друг другу группировки. Рабовладельческая верхушка греческих и местных городов Месопотамии и Вавилонии, а также парфянская знать этих районов были заинтересованы в развитии торговли, тесных контактов с Римом; знать коренных районов Парфии, связанная с кочевыми племенами, занимала непримиримую позицию по отношению к Риму, стремилась к широким территориальным захватам. Борьба этих группировок, приводившая к гражданским войнам 57—55, 31—25 до н. э., достигла своего апогея в начале 1 в. н. э. После подавления в 43 длившегося 7 лет антипарфянского восстания в Селевкии на Тигре были лишены автономии греческие города. Усилился интерес к местной культуре, возросли антиэллинистические и антиримские тенденции. Хотя борьба за престол между преемниками Артабана III Готарзом и Варданом и ослабила Парфию, при Вологесе I (около 51/52—79/80) внутренняя стабилизация позволила вновь вести активную политику, результатом чего явилось утверждение в 66 на престоле Армении Великой брата Вологеса Тиридата I (см. Аршакиды армянские). Вскоре начался период резкого упадка Парфии, вызванный ростом местного сепаратизма, непрекращавшимися династийными распрями и набегами кочевников-алан. Это позволило римлянам жестоко опустошать западные области Парфии (114—117, 163—165, 194—198). Однако территории приобретения Рима ограничились только Северной Месопотамией, попытки аннексировать Вавилонию были безуспешными, главным образом из-за восстаний местного населения. Хотя парфянам удавалось временами наносить поражения римлянам, процесс политического распада государства остановить было невозможно. Практически независимыми были области Маргиана, Сакастан, Гиркания, Элимаида, Парса, Харакена, г. Хатра. Внешние и междоусобные войны истощили страну. В 224 правитель вассальной Парсы (Персиды) Ардашир (см. Ардашир I) нанёс Артабану V на равнине Ормиздаган решающее поражение, после которого П. ц. прекратило существование; его территория вошла в состав государства Сасанидов, основателем которого был Ардашир I.
П. ц. не обладало однородной социальной структурой. В восточных областях основную массу населения составляли лично свободные крестьяне-общинники, эксплуатируемые государством. Постепенно формировались отношения личной зависимости крестьян от отдельных представителей знати — "свободных" (азатов), сословие которых включало как потомков парнской кочевой аристократии, так и верхушку парфянской земледельческой знати. Рабство, видимо, было развито слабо. В западных областях (Вавилония, Месопотамия, Элимаида) рабство играло более значительную роль, существовали и иные формы зависимости. Территория П. ц. делилась на сатрапии. Власть царя была ограничена советами родовой знати и жрецов. В сатрапиях имелись царские хозяйства, подати с которых поступали в царскую казну. Единой государственной религии в П. ц. не существовало. В восточных областях преобладали различные формы зороастризма, в Маргиане распространился буддизм, на западе — как греческие и старые вавилонские культы, так и различные синкретические учения, подготавливавшие манихейство, в конце парфянской эпохи начало распространяться христианство.
Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Первоначально искусство П. ц. выступало как одна из ветвей эллинистической культуры.В дальнейшем элементы эллинистического искусства, принесённого завоевателями, частично были вытеснены, а частично творчески переработаны местным населением. Для восточной части П. ц. были типичны храмы, которые по плану (квадратное святилище с 4 колоннами в центре, окруженное помещениями), возможно, восходят к древнему храму огня (храм в Персеполе, 3 в. дон. э.). Постройки дворцовых ансамблей обычно группировались вокруг центрального двора, в который выходили айваны (дворец на горе Кухе-Ходжа в Иране, 1—3 вв.). Наряду с привозными эллинистическими произведениями пластики в восточной части П. ц. распространились местные расписные глиняные статуи (в зданиях Нисы), мелкая пластика (в Маргиане). Известны плоскостные и фронтальные наскальные рельефы (например, на скале Бехистун, первые века н. э.), фрагменты полихромных росписей дворца на горе Кухе-Ходжа. Среди изделий декоративно-прикладного искусства восточной части П. ц. выделяются ритоны из Нисы (слоновая кость, 2 в. до н. э.: иллюстрации см. т. 18, стр. 28), местных форм, с фризами на греческие и местные сюжеты.
Храмовая архитектура западной части П. ц. характеризуется наличием многих типов святилищ. Храмы вавилонского типа (внутренний двор, по периметру которого располагаются помещения) строились в Ниппуре; греко-римское влияние значительно в храмах Хатры. В крепостных и дворцовых сооружениях часто сочетались греческий перистиль и местный айван (дворец в Ашшуре, 1 в. н. э.). Для архитектуры жилища характерен переход от принесённого греками "пастадного" типа дома к "айванному". В живописи (храмы Дура-Европос) и скульптуре (статуи царей и богов из Хатры) в первые века н. э. заметны тенденции к фронтальности композиции, плоскостности. Мелкая пластика характеризуется постепенным исчезновением греческих типов и обращением к местным сюжетам (лежащая богиня, всадник).
Лит.: Дьяконов М. М., Очерк истории древнего Ирана, М., 1961; Массон М. Е., Народы и области южной части Туркменистана в составе парфянского государства, "Труды Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции", Аш., 1955, т. 5; Бокщанин А. Г., Парфия и Рим, [ч. 1—2], М., 1960—66; Дьяконов И. М., Лившиц В. А., Документы из Нисы. 1 в. до н. э. Предварительные итоги работы, М., 1960; Кошеленко Г. А., Культура Парфии, М., 1966; его же, Некоторые вопросы истории ранней Парфии; "Вестник древней истории", 1968, №1; Debevoise N., A political history of Parthia, Chi., 1938; Wolski J., L'historicité d'Arsace I, "Historia", 1959, Bd 8, №2; Ghirshman R., Persian art. The Parthian and Sassanian dynasties..., N. Y., [1962]: _Schlumberger D., L'orient hellénisé, P., 1970.
Г. А. Кошеленко.