Примеры статей
Романтизм
Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 - 1-й половины 19 вв. Французский romantisme ведёт родословную от испанского…
Бёме Якоб
Бёме (Bohme) Якоб (1575, Альтзейденберг, - 17.11.1624, Гёрлиц), немецкий философ, представитель пантеизма.По профессии сапожник. Для сочинений Б. характерны слияние натурфилософии и мистики…
Экхарт Иоганн
Экхарт (Eckhart) Иоганн, Мейстер Экхарт (ок. 1260, Хоххейм, близ Готы, - конец 1327 или начало 1328, Авиньон), немецкий мыслитель, виднейший представитель философской мистики позднего средневековья в…
Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф
Шеллинг (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (27.1.1775, Леонберг, - 20.8.1854, Рагац, Швейцария), немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма. С 1790 учился в Тюбингенском…
Православие
Православие, одно из основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) направлений в христианстве. Получило распространение преимущественно в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Среди верующей…
Славянофильство
Славянофильство, одно из направлений общественной мысли России в середине 19 в. См. Славянофилы…
Соловьёв Владимир Сергеевич
Соловьёв Владимир Сергеевич [16(28).1.1853, Москва, - 31.7(13.8).1900. с. Узкое, ныне в черте г. Москвы], русский религиозный философ, поэт, публицист и критик. Сын С. М. Соловьева. Учился на…
Бердяев Николай Александрович
Бердяев Николай Александрович (6.3. 1874, Киев, - 24.3.1948, Кламар, Франция), русский религиозный философ-мистик, близкий к экзистенциализму. Происходил из дворянской семьи. Учился в Киевском…
Шпанн Отмар
Шпанн (Spann) Отмар (1.10.1878, Вена, - 8.7.1950, Нёйштифт, Бургенланд), австрийский философ-идеалист, развивавший концепцию целостности, социолог и экономист, профессор университетов в Брюнне (Брно…
Баадер Франц Ксавер фон
Баадер (Baader) Франц Ксавер фон (27.3.1765, Мюнхен, — 23.5.1841, там же), немецкий философ, врач, естествоиспытатель, представитель философского романтизма. С 1826 профессор Мюнхенского университета. Развил характерные для романтизма представления о мире и обществе как расчленённой органической целостности. Критикуя дуализм И. Канта, стремился преодолеть идущий от Декарта раскол между знанием и верой путём обоснования концепции интуитивного познания вещей. Восходящие к Я. Бёме и немецкой мистической традиции (И. Экхарт, А. Парацельс) теософские построения Б., содержащие мистическую диалектику саморазвития бога в человеке как самоосвобождения из тёмной "бездны", оказали большое влияние на позднего Ф. Шеллинга, И. Гёрреса, Ф. Шлегеля. Социальная философия Б. охватывает историю, общество, хозяйство, государство, право, нравственность и религию. Рассматривая "социальность" как первичное по отношению к хозяйству и политике, Б. идеалистически трактовал её сущность как любовь, имеющую религиозное, и в конечном счёте божественное, происхождение. В сочинении "О существующей диспропорции между неимущими или пролетариями и имущими классами общества" (1835) ввёл понятие "пролетарий" в немецкую философскую литературу. Выход из общественных противоречий своего времени видел в создании универсальной христианской религии, преодолевающей расхождения между вероисповеданиями (отсюда интерес Б. к России и православию). Оказал влияние на славянофильство, позже на Вл. Соловьева и Н. Бердяева, а также немецкую неоромантическую социологию (О. Шпанн и др.).
Соч.: Sarntliche Werke, Bd 1—16, Lpz., 1851—60; Über den Begriff der Zeit, Basel, 1954; Gesellschaftslehre, Münch., 1957.
Лит.: Sauter J., Die Sozialphilosophie F. von Baaders, Münch., 1926; Вaumgardt D., F. von Baader und die philosophische Romantik, Halle, 1927; Susini E., F. von Baader et ie romantisme mystique, t. 2—3, P., 1942.
Ал. В. Михайлов.