Примеры статей
Либретто
Либретто (итал. libretto, буквально - книжечка), словесный текст музыкально-драматического произведения - оперы, оперетты, в прошлом и кантаты, оратории, литературный сценарий балетного спектакля, а…
Музыка
Музыка (от греч. musikе, буквально - искусство муз), вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых…
Балет
Балет (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo - танцую), вид сценического искусства, содержание которого выражается в танцевально-музыкальных образах. Термин "Б." служит преимущественно…
Ария
Ария (итал. aria), законченный по построению эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый певцом с оркестром. В драматургическом развитии оперы А. занимает место, примерно соответствующее…
Ариозо
Ариозо (итал. arioso, от aria - ария), сольный вокальный эпизод в опере (оратории, кантате), обычно меньшего размера, чем ария, и написанный в более свободной форме. В А. часто используется…
Ариетта
Ариетта (итал. arietta), небольшая ария, отличающаяся обычно простотой изложения и песенным характером мелодии. А. типична для французской комической оперы…
Каватина
Каватина (итал. cavatina, от cavare, буквально - извлекать), сольная лирическая пьеса в опере и оратории. В 18 в. обычно носила созерцательно-задумчивый характер и отличалась от арии большей простотой…
Баллада
Баллада (франц. ballade, прованс. balada, от позднелат. ballo - танцую), наименование нескольких весьма различных поэтических и музыкальных жанров. Первоначально у романских народов средневековья -…
Речитатив
Речитатив (итал. recitativo, от recitare - читать вслух, декламировать), особый род вокальной музыки; воспроизведение в пении интонационной стороны и ритмики речи. Р. обычно не образует замкнутой…
Ансамбль (единство, созвучие)
Ансамбль (единство, созвучие, согласованность), 1) в музыке - камерное произведение для небольшого состава исполнителей - инструменталистов или вокалистов: дуэт (2 участника), трио или терцет (3)…
Мусоргский Модест Петрович
Мусоргский Модест Петрович [9 (21).3.1839, с. Карево, ныне Торопецкого района Калининской области, - 16(28).3.1881, Петербург], русский композитор, участник "Могучей кучки". Детские годы провёл в…
Оркестр
Оркестр (от греч. orchestra - площадка перед сценой в древне-греческом театре), большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих написанные для данного состава…
Увертюра
Увертюра (французское ouverture, от лат. apertura - открытие, начало), оркестровая пьеса, предваряющая оперу, ораторию, балет, драму, кинофильм и т.п., а также самостоятельное оркестровое произведение…
Антракт
Антракт (франц. entr'acte, от entre - между и acte - действие), 1) перерыв между актами (действиями) спектакля или отделениями концерта. Служит для отдыха исполнителей и зрителей, а также для перемены…
Возрождение (Ренессанс)
Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени (…
Пери Якопо
Пери (Peri) Якопо [прозвище - Длинноволосый (Zazzerino)] (20.8.1561, Рим,- 12.8.1633, Флоренция), итальянский певец и композитор, один из основоположников оперы. Участник Флорентийской камераты (…
Ринуччини Оттавио
Ринуччини (Rinuccini) Оттавио (20.1.1563, Флоренция, - 28.3.1621, там же), итальянский поэт, драматург-либреттист. Состоял на службе при дворе Медичи. Входил в кружок "Флорентийская камерата"…
Монтеверди Клаудио Джованни Антонио
Монтеверди (Monteverdi), Монтеверде Клаудио Джованни Антонио (около 15.5.1567, Кремона, - 29.11.1643, Венеция), итальянский композитор. В 1590-1612 служил в капелле герцогов Гонзага в Мантуе (музыкант…
Люлли Жан Батист
Люлли (Lully) Жан Батист (итал. - Джованни Баттиста Лулли, Lulli) (28.11.1632, Флоренция, - 22.3.1687, Париж), французский композитор, основоположник национальной оперной школы. Родился в семье…
Рамо Жан Филипп
Рамо (Rameau) Жан Филипп (24.9.1683, Дижон, - 12.9.1764, Париж), французский композитор и музыкальный теоретик. Сын органиста. До 1738 работал органистом в церквах. С 1723 жил в Париже, с 1745…
Пёрселл Генри
Пёрселл (Purcell) Генри (около 1659, Лондон,- 21.11.1695, там же), английский композитор и органист. Состоял придворным музыкантом в Лондоне: пел в королевской капелле, был хранителем инструментов…
Шюц Генрих
Шюц, Шютц (Schutz) Генрих (латинизир. Henricus Sagittarius) (14.10.1585, Кёстриц, Тюрингия, - 6.11.1672, Дрезден), немецкий композитор, капельмейстер и педагог. Пел в Кассельской придворной капелле (с…
Скарлатти Алессандро
Скарлатти (Scarlatti) Алессандро (2.5.1660, Палермо, - 24.10.1725, Неаполь), итальянский композитор, родоначальник и крупнейший представитель неаполитанской оперной школы. Жил в Неаполе и Риме. Был…
Гендель Георг Фридрих
Гендель (Handel) Георг Фридрих [23.2.1685, Галле, - 14.4.1759, Лондон], немецкий композитор. Зрелое творчество Г. протекало в Англии. Сын придворного цирюльника-хирурга. Как композитор и исполнитель…
Перголези Джованни Баттиста
Перголези, Перголезе (Pergolesi, Pergolese) (настоящая фамилия - Драги, Draghi; псевдоним - по городу, где жили предки П.) Джованни Баттиста (4.1.1710, Ези, Анкона,- 17.3.1736, Поццуоли, близ Неаполя)…
Паизиелло Джованни
Паизиелло, Паэзиелло (Paisiello, Paesiello) Джованни (9.5.1740, Таранто, -5.6.1816, Неаполь), итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы. Дебютировал в Болонье оперой "Болтун"…
Чимароза Доменико
Чимароза (Cimarosa) Доменико (17.12.1749, Аверса, близ Неаполя, - 11.1.1801, Венеция), итальянский композитор, один из крупнейших представителей оперы-буфф. Сын каменщика. Рано осиротев, воспитывался…
Балладная опера
Балладная опера, английская разновидность комической оперы; название происходит от английской, шотландской и ирландской народных баллад - песен, вошедших в Б. о. в качестве её музыкальных номеров…
Тонадилья
Тонадилья (исп. tonadilla, буквально- песенка), испанская музыкальная комедия 18-начале 19 вв. Первоначально - песенка с припевом, позднее - небольшая сценка с музыкой и танцами, исполнявшаяся между…
Дуни Эджидио
Дуни (Duni) Эджидио (9.2.1709, Матера, близ Неаполя, - 11.6.1775, Париж), итальянский композитор. Учился у отца - Антонио Дуни, затем у Ф. Дуранте в Неаполе. Один из основоположников французской…
Филидор Франсуа Андре
Филидор (настоящая фамилия Даникан-Филидор; Danican-Philidor) Франсуа Андре (7.9.1726, Дрё, - 31.8.1795, Лондон), французский композитор. Происходил из семьи, давшей несколько поколений музыкантов…
Гретри Андре Эрнест Модест
Гретри (Gretry) Андре Эрнест Модест (8 или 11.2.1741, Льеж, - 24.9.1813, Монморанси, близ Парижа), французский композитор. Бельгиец по происхождению. Член института Франции (1795). Музыке учился у…
Зингшпиль
Зингшпиль (нем. Singspiel, буквально - игра с пением), разновидность комической оперы 18 в. с разговорными диалогами между музыкальными номерами, получившая распространение в Германии и Австрии. В…
Глюк Кристоф Виллибальд
Глюк (Gluck) Кристоф Виллибальд (2.7.1714, Эрасбах, - 15.11.1787, Вена), австрийский композитор. Детство и юность провёл в Чехии. Одним из его учителей был крупнейший чешский органист и композитор Б…
Моцарт Вольфганг Амадей
Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей (27.1.1756, Зальцбург, - 5.12.1791, Вена), австрийский композитор. Среди величайших мастеров музыки М. выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования…
Пашкевич Василий Алексеевич
Пашкевич Василий Алексеевич [около 1742-9(20).3.1797], русский композитор, один из создателей русской национальной оперы. В 1763-89 скрипач, с 1789 дирижёр придворного бального оркестра в Петербурге…
Фомин Евстигней Ипатович
Фомин Евстигней Ипатович [5(16).8.1761, Петербург, - конец апреля (старый стиль) 1800, там же], русский композитор. Учился в Воспитательном училище при Академии художеств (с 1776 в музыклаьных классах…
Бетховен Людвиг ван
Бетховен (Beethoven) Людвиг ван (крещён 17.12.1770, Бонн, - 26.3.1827, Вена), немецкий композитор. Родился в семье фламандского происхождения. Дед Б. был руководителем придворной боннской капеллы…
Буальдьё Франсуа Адриен
Буальдьё (Boieldieu) Франсуа Адриен (16.12.1775, Руан, - 8.10.1834, Жарси, близ Парижа), французский композитор. Член Института Франции (1817). С 1798 вёл класс фортепьяно в Парижской консерватории…
Обер Даниель Франсуа Эспри
Обер (Auber) Даниель Франсуа Эспри (29.1.1782, Кан, - 12.5.1871, Париж), французский композитор и музыкальный деятель. Член института Франции (1829). Занимался композицией под руководством Л. Керубини…
Россини Джоаккино Антонио
Россини (Rossini) Джоаккино Антонио [29.2.1792, Пезаро, - 13.11.1868, Пасси, близ Парижа (в 1887 прах перевезён во Флоренцию)], итальянский композитор. Родился в семье музыкантов (отец - трубач и…
Романтизм
Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 - 1-й половины 19 вв. Французский romantisme ведёт родословную от испанского…
Вебер Карл Мария фон
Вебер (Weber) Карл Мария фон (18 или 19.11.1786, Эйтин, - 5.6.1826, Лондон), немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель. Создатель немецкой романтической оперы. Родился в семье…
Вагнер Вильгельм Рихард
Вагнер (Wagner) Вильгельм Рихард (22.5.1813, Лейпциг, - 13.2.1883, Венеция), немецкий композитор, дирижёр, музыкальный писатель и театральный деятель. Родился в чиновничьей семье. Раннему интересу В…
Мейербер Джакомо
Мейербер (Meyerbeer) Джакомо (настоящее имя и фамилия - Якоб Либман Бер; Beer) (5.9.1791, Тасдорф, близ Берлина, - 2.5.1864, Париж), композитор. Родился в семье еврейского банкира. Музыкальное…
Большая опера
Большая опера, 1) тип оперы, сложившийся во Франции в 19 в.; полнее всего представлен в творчестве Дж. Мейербера. Характеризуется монументальностью форм (как правило, Б. о. насчитывает 5 актов)…
Беллини Винченцо
Беллини (Bellini) Винченцо (3.11.1801, Катания, Сицилия, - 23.9.1835, Пюто, близ Парижа), итальянский композитор. Происходил из семьи музыкантов (отец - дирижёр, дед - органист и композитор). Учился в…
Доницетти Гаэтано
Доницетти (Donizetti) Гаэтано (29.11.1797, Бергамо, - 8.4.1848, там же), итальянский композитор. Первоначально изучал композицию под руководством С. Майра, в 1815-17 занимался в Болонском музыкальном…
Верди Джузеппе
Верди (Verdi) Джузеппе (10.10.1813, Ронколе, провинция Парма, - 27.1.1901, Милан), итальянский композитор. Сын трактирщика. С 7 лет учился музыке у местного органиста, в 12 лет был церковным…
Верстовский Алексей Николаевич
Верстовский Алексей Николаевич [18.2(1.3).1799, имение Селиверстово Тамбовской губернии, - 5(17).11.1862, Москва], русский композитор и театральный деятель. С 9 лет выступал в концертах в Уфе. В 1816…
Глинка Михаил Иванович
Глинка Михаил Иванович [20.5(1.6).1804, с. Новоспасское, ныне Ельнинского района Смоленской обл., - 3(15).2.1857, Берлин], русский композитор. Основоположник русской классической музыки. Родился в…
Даргомыжский Александр Сергеевич
Даргомыжский Александр Сергеевич [2(14).2.1813, с. Троицкое, ныне Белёвского района Тульской области, - 5(17).1.1869, Петербург], русский композитор. Учился пению, игре на фортепиано и скрипке. В…
"Могучая кучка"
"Могучая кучка", творческое содружество русских композиторов, сложившееся в конце 50 - начале 60-х гг. 19 в.; известно также под названием "Новая русская музыкальная школа", Балакиревский кружок. В…
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Римский-Корсаков Николай Андреевич [6(18).3.1844, Тихвин, - 8(21).6.1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Ленинградской области], русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель…
Бородин Александр Порфирьевич
Бородин Александр Порфирьевич [31.10(12.11).1833, Петербург, - 15(27).2.1887, там же], русский композитор и учёный-химик. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, при рождении записан как сын крепостного…
Чайковский Петр Ильич
Чайковский Петр Ильич [25.4(7.5).1840, селение при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, ныне г. Воткинск Удмуртской АССР, - 25.10(6.11).1893, Петербург], русский композитор. Родился в семье…
Рубинштейн Антон Григорьевич
Рубинштейн Антон Григорьевич [16(28).11.1829, деревня Выхватинец Подольской губернии, - 8(20).11.1894, Петергоф, ныне Петродворец], русский пианист, композитор, дирижёр, педагог и…
Серов Александр Николаевич
Серов Александр Николаевич [11(23).1.1820, Петербург, - 20.1(1.2).1871, там же], русский композитор, музыкальный критик. Родился в семье чиновника. В 1835-1840 обучался в Училище правоведения, где…
Танеев Сергей Иванович
Танеев Сергей Иванович [13(25). 11. 1856, Владимир, - 6(19). 6. 1915, Дюдьково, ныне Звенигородского района Московской области, похоронен в Москве], русский композитор, пианист, педагог, учёный…
Рахманинов Сергей Васильевич
Рахманинов Сергей Васильевич [20.3(1.4).1873, имение Онег (Семёново?), ныне Новгородский район Новгородской области, - 28.3.1943, Беверли-Хилс, Калифорния; похоронен в Валхалле, близ Нью-Йорка]…
Гуно Шарль
Гуно (Crounod) Шарль (17.6.1818, Париж, - 18.10.1893, Сен-Клу, пригород Парижа), французский композитор. Член института Франции (1866). Отец Г. был художником, мать - преподавательницей музыки. Г…
Делиб Клеман Филибер Лео
Делиб (Delibes) Клеман Филибер Лео (21.2.1836, Сен-Жермен-дю-Валь, Сарта, - 16.1.1891, Париж), французский композитор. Член Института Франции (1884). Учился в Парижской консерватории (класс композиции…
Массне Жюль Эмиль Фредерик
Массне (Massenet) Жюль Эмиль Фредерик (12.5.1842, Монто, близ города Сент-Этьенн, - 13.8.1912, Париж), французский композитор. Член Института Франции (1878). В 1863 окончил Парижскую консерваторию (…
Бизе Жорж
Бизе (Bizet) Жорж (Александр Сезар Леопольд, при крещении назван Жоржем) (25.10.1838, Париж, - 3.6.1875, Буживаль, близ Парижа), французский композитор. Сын учителя пения. Десяти лет принят в…
Лейтмотив
Лейтмотив (нем. Leitmotiv, буквально - ведущий мотив), музыкальный оборот (мотив, фраза, реже целая тема, иногда гармоническая последовательность), неоднократно повторяющийся в качестве сквозного…
Веризм
Веризм (итал. verismo, от vero - правдивый), реалистическое направление в итальянской литературе, музыке и изобразительном искусстве конца 19 в., стремившееся отразить социальные и психологические…
Масканьи Пьетро
Масканьи (Mascagni) Пьетро (7.12.1863, Ливорно, - 2.8.1945, Рим), итальянский композитор. Учился в Миланской консерватории у А. Понкьелли и М. Саладино. Дирижировал (с 1885) в оперных и опереточных…
Леонкавалло Руджеро
Леонкавалло (Leoncavallo) Руджеро [25.4.1857 (по уточнённым данным), Неаполь, - 9.8.1919, Монтекатини], итальянский композитор. Учился в консерватории в Неаполе у Л. Росси (композиция), Б. Чези (…
Пуччини Джакомо
Пуччини (Puccini) Джакомо (22.12.1858, Лукка, - 29.11.1924, Брюссель), итальянский композитор. Родился в семье музыканта. С 10 лет служил церковным органистом, участвовал в концертах как пианист и…
Сметана Бедржих
Сметана (Smetana) Бедржих (2.3.1824, Литомишль, - 12.5.1884, Прага), чешский композитор, дирижёр, пианист, музыкально-общественный деятель. Учился в Праге у И. Прокша. Уже в детстве С. познакомился с…
Монюшко Станислав
Монюшко (Moniuszko) Станислав (5.5.1819, Убель близ Минска, - 4.6.1872, Варшава), польский композитор. Музыке учился у матери, с 1827 - у А. Фрейера (фортепиано, орган) в Варшаве, в 1830-37 - у Д…
Эркель Ференц
Эркель (Erkel) Ференц (7.11.1810, Дьюла, - 15.6.1893, Будапешт), венгерский композитор, дирижер, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. Учился у Г. Клейна в Братиславе. Преподавал (1828-35…
Гулак-Артемовский Семен Степанович
Гулак-Артемовский (по сцене - Артемовский) Семен Степанович [4(16).2.1813, с. Городище, ныне Киевской обл., - 5(17).4.1873, Москва], украинский и русский оперный певец (баритон), композитор…
Лысенко Николай Витальевич
Лысенко Николай Витальевич [10(22).3.1842, село Гриньки, ныне Глобинского района Полтавской области, - 24.10(6.11).1912, Киев], украинский композитор, дирижёр, педагог, фольклорист, основоположник…
Баланчивадзе Мелитон Антонович
Баланчивадзе Мелитон Антонович [24.12.1862(5.1.1863), дер. Баноджа, близ Кутаиса, - 21.11.1937, Кутаиси], советский композитор и музыкально-общественный деятель, один из создателей грузинской…
Гаджибеков Узеир Абдул Гусейн оглы
Гаджибеков Узеир Абдул Гусейн оглы [5(17).9.1885, с. Агджабеды, близ Шуши, - 23.11.1948, Баку], советский композитор и общественный деятель, народный артист СССР (1938), академик Азербайджанской АН (…
"Текстильная промышленность"
"Текстильная промышленность", ежемесячный научно-технический и производственный журнал, орган министерства лёгкой промышленности СССР и Центрального правления Научно-технического общества лёгкой…
Импрессионизм
Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression - впечатление), направление в искусстве последней трети 19 - начале 20 вв. И. сложился во французской живописи конца 1860 - начала 1870-х гг. В…
Дебюсси Клод Ашиль
Дебюсси (Debussy) Клод Ашиль (22.8.1862, Сен-Жермен-ан-Ле, близ Парижа, - 25.3.1918, Париж), французский композитор. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории (1872-84), где занимался…
Экспрессионизм
Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920-е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й…
Штраус Рихард
Штраус (Strau?) Рихард (11.6.1864, Мюнхен, - 8.9.1949, Гармиш-Партен-кирхен), немецкий композитор и дирижёр. Родился в семье валторниста. В детстве обучался игре на фортепьяно и скрипке…
Шёнберг Арнольд
Шёнберг (Schonberg) Арнольд (13.9.1874, Вена, - 13.7.1951, Лос-Анджелес, США), австрийский композитор. В 1901-03 вёл класс композиции в консерватории Штерна в Берлине. С 1903 жил в Вене, где приобрёл…
Берг Альбан
Берг (Berg) Альбан (9.2.1885, Вена, - 24.12.1935, там же), австрийский композитор. Один из виднейших представителей экспрессионизма в музыке. Изучал композицию под руководством А. Шёнберга, оказавшего…
Хиндемит Пауль
Хиндемит (Hindemith) Пауль (16.11.1895, Ханау, - 28.12.1963. Франкфурт-на-Майне), немецкий композитор, музыкальный теоретик, дирижёр, скрипач и альтист. С 13 лет работал в оркестрах. Одновременно…
Стравинский Игорь Федорович
Стравинский Игорь Федорович [5(17).6.1882, Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов, - 6.4.1971, Нью-Йорк; похоронен в Венеции], русский композитор и дирижёр. Сын певца Ф. И. Стравинского. Рано познакомился с…
Мийо Дарнюс
Мийо (Milhaud) Дарнюс (р. 4.9.1892, Экс-ан-Прованс), французский композитор, дирижёр, музыкальный критик, педагог. Член института Франции (1956). Участник творческой группы "Шестёрка". В 20-е гг…
Орф Карл
Орф (Orff) Карл (р. 10.7.1895, Мюнхен), немецкий композитор, педагог, театральный деятель и драматург (ФРГ). В 1913-14 учился композиции в мюнхенской Академии музыкального искусства, совершенствовался…
Фалья Мануэль де
Фалья (Falla) Мануэль де (23.11. 1876, Кадис, - 14.11.1946, Альта-Грасия, Аргентина), испанский композитор и пианист. Учился у Х. Траго (фортепиано), Ф. Педреля (композиция). Завоевал известность…
Кодай Зольтан
Кодай (Kodаly) Зольтан (16.12.1882, Кечкемет,-6.3.1967, Будапешт), венгерский композитор, музыковед, фольклорист, педагог и музыкально-общественный деятель. Один из основоположников современной…
Яначек Леош
Яначек (Janacek) Леош (Лео Эуген) (3.7.1854, Гуквальды, Моравия, - 12.8.1928, Острава), чешский композитор, фольклорист, хормейстер, дирижёр, педагог, музыкальный критик. Член Чешской академии наук и…
Энеску Джордже
Энеску (Enescu) Джордже (19.8.1881, с. Ливени-Вырнав, ныне Джордже-Энеску,- 4.5.1955, Париж), румынский композитор, скрипач, дирижёр, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель, академик…
Владигеров Панчо
Владигеров Панчо (р. 13.3.1899, Цюрих), болгарский композитор, пианист, дирижёр и педагог, народный артист НРБ (1949). В 1912-21 учился композиции у П. Юона (ученика С. И. Танеева), игре на фортепьяно…
Гершвин Джордж
Гершвин (Gershwin) Джордж (26.9.1898, Нью-Йорк, - 11.7.1937, Беверли-Хилс, Калифорния), американский композитор и пианист. Родился в еврейской семье (Гершович), эмигрировавшей из России. Не получив…
Пуленк Франсис
Пуленк (правильнее Пуланк) (Poulenc) Франсис (7.1.1899, Париж, - 30.1. 1963, там же), французский композитор. Ученик Р. Виньеса (фортепиано) и Ш. Кёклена (композиция). Входил в "Шестёрку" (с 1920)…
Даллапиккола Луиджи
Даллапиккола (Dallapiccola) Луиджи (р. 3.2.1904, Пизино, Истрия), итальянский композитор, пианист и педагог. Родился в семье преподавателя греческого языка. Учился у Э. Консоло (фортепиано) и В…
Менотти Джан Карло
Менотти (Menotti) Джан Карло (р. 7.7.1911, Кадельяно, Италия), американский композитор, основоположник современной американской оперы. По национальности итальянец. С 1928 живёт в США. Учился в…
Бриттен Бенджамин
Бриттен (Britten) Бенджамин (р. 22.11. 1913, Лоустофт, Англия), английский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный общественный деятель. Крупнейший представитель современной английской музыки. С…
Буш Алан Дадли
Буш (Bush) Алан Дадли (р. 22.12.1900, Далуич), английский композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель, общественный деятель. Член Коммунистической партии Великобритании с 1935. Сын рабочего. В…
Дзержинский Иван Иванович
Дзержинский Иван Иванович [р. 27.3(9.4).1909, Тамбов], советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Член КПСС с 1942. Учился в Ленинградской консерватории у П. Б. Рязанова и Б. В…
Прокофьев Сергей Сергеевич
Прокофьев Сергей Сергеевич [11(23).4.1891, Сонцовка, ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, - 5.3. 1953, Москва], советский композитор, пианист и дирижёр, народный артист РСФСР (…
Шостакович Дмитрий Дмитриевич
Шостакович Дмитрий Дмитриевич [12(25).9.1906, Петербург, - 9.8.1975, Москва], советский композитор, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966), доктор искусствоведения (1965)…
Палиашвили Захарий Петрович
Палиашвили Захарий Петрович [4(16).8.1871, Кутаиси, - 6.10.1933, Тбилиси], советский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, крупнейший представитель грузинской классической музыки…
Спендиаров Александр Афанасьевич
Спендиаров (настоящая фамилия - Спендиарян) Александр Афанасьевич [20.10(1.11).1871, Каховка, - 7.5.1928, Ереван], советский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель, народный артист…
Кабалевский Дмитрий Борисович
Кабалевский Дмитрий Борисович [р. 17(30).12.1904, Петербург], советский композитор, педагог и общественный деятель, народный артист СССР (1963), доктор искусствоведения (1965), действительный член…
Мейтус Юлий Сергеевич
Мейтус Юлий Сергеевич [р. 15(28).1.1903, Елизаветград, ныне Кировоград]. советский композитор, народный артист УССР (1973), заслуженный деятель искусств Туркменской ССР (1944). Член КПСС с 1954. В…
Глиэр Рейнгольд Морицевич
Глиэр Рейнгольд Морицевич [30.12.1874(11.1.1875), Киев, - 23.6.1956, Москва], советский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель, народный артист СССР (1938), народный артист Азербайджанской…
Мурадели Вано Ильич
Мурадели Вано Ильич [24.3(6.4).1908, Гори, - 14.8.1970, Томск, похоронен в Москве], советский композитор, народный артист СССР (1968). Член КПСС с 1942. В 1931 окончил Тбилисскую консерваторию по…
Слонимский Сергей Михайлович
Слонимский Сергей Михайлович (р. 12.8.1932, Ленинград), советский композитор, пианист и музыковед. В 1955 окончил Ленинградскую консерваторию (занимался по композиции у О. А. Евлахова, по фортепиано -…
Шапорин Юрий Александрович
Шапорин Юрий Александрович [27.10(8. 11).1887, г. Глухов, ныне Сумской области, - 9.12.1966, Москва], советский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, народный артист СССР (1954)…
Щедрин Родион Константинович
Щедрин Родион Константинович (р. 16.12.1932, Москва), советский композитор, народный артист РСФСР (1976). В 1955 окончил Московскую консерваторию по классам - композиции у Ю. А. Шапорина, фортепьяно у…
Амиров Фикрет Мешади Джамиль оглы
Амиров Фикрет Мешади Джамиль оглы (р. 22.11.1922, Ганджа, ныне Кировабад), азербайджанский советский композитор, народный артист СССР (1965). Член КПСС с 1947. В 1948 окончил Бакинскую консерваторию у…
Ашрафи Мухтар Ашрафович
Ашрафи Мухтар Ашрафович [р. 29.5(11.6).1912, Бухара], советский композитор и дирижёр, народный артист СССР (1951). Член КПСС с 1941. В 1934-36 учился в Московской консерватории (класс композиции С. Н…
Баласанян Сергей Артемьевич
Баласанян (Баласанянц) Сергей Артемьевич [р. 13(26).8.1902, Асха-бад (Ашхабад)], советский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, народный артист Таджикской ССР (1957), заслуженный…
Брусиловский Евгений Григорьевич
Брусиловский Евгений Григорьевич [р. 30.10(12.11).1905, Ростов-на-Дону], советский композитор, народный артист Казахской ССР (1936). Один из основоположников казахского профессионального искусства. В…
Жиганов Назиб Гаязович
Жиганов Назиб Гаязович [р. 2(15).1.1911, Уральск], советский композитор, народный артист СССР (1957). Член КПСС с 1944. В 1938 окончил Московскую консерваторию по классу композиции Г. И. Литинского. С…
Жубанов Ахмет Куанович
Жубанов Ахмет Куанович [16(29).4.1906, урочище Косуактам, ныне Актюбинской области, - 30.5.1968, Алма-Ата], советский музыковед, композитор, дирижёр, народный артист Казахской ССР (1944), академик АН…
Заринь Маргер Оттович
Заринь, Зариньш Маргер Оттович [р. 11(24).5.1910, Яунпиебалга], советский композитор, народный артист СССР (1970). В 1929-33 учился в Латвийской консерватории в Риге. В 1940-50 музыкальный…
Капп Эуген Артурович
Капп Эуген Артурович [р. 13(26).5.1908, Астрахань], советский композитор и общественный деятель, народный артист СССР (1956). Член КПСС с 1947. В 1928-31 учился в Таллинской консерватории по классу…
Лятошинский Борис Николаевич
Лятошинский Борис Николаевич [22.12.1894 (3.1.1895), Житомир, - 15.4.1968, Киев], советский композитор, дирижёр и педагог, народный артист УССР (1968). В 1918 окончил юридический факультет Киевского…
Майборода Георгий Илларионович
Майборода Георгий Илларионович [родился 18.11(1.12).1913, хутор Пелеховщина, ныне Глобинского района Полтавской области], советский композитор, народный артист СССР (1960). В 1941 окончил Киевскую…
Магомаев Муслим Магометович
Магомаев Муслим Магометович (родился 17.8.1942, Баку), советский певец (баритон), народный артист СССР (1973). Родился в музыкальной семье, его дед - композитор А. М. М. Магомаев. Окончил…
Малдыбаев Абдылас
Малдыбаев Абдылас [родился 24.6(7.7).1906, село Кара-Булак, ныне Кеминского района], киргизский советский композитор и певец (тенор), народный артист СССР (1939). Член КПСС с 1939. В 1929 окончил…
Мухатов Вели
Мухатов Вели (Велимухамед) [р. 22.4(5.5).1916, аул Багир, ныне Ашхабадского района], советский композитор и общественный деятель, народный артист СССР (1965). В 1941 окончил туркменскую студию при…
Мшвелидзе Шалва Михайлович
Мшвелидзе Шалва Михайлович [р. 15(28).5.1904, Тбилиси], советский композитор, народный артист Грузинской ССР (1958). Член КПСС с 1947. Окончил в 1930 Тбилисскую консерваторию по классу композиции у М…
Клова Витаутас Юлионо
Клова Витаутас Юлионо (р.31.1.1926, Тиркшляй Мажейкского района), советский композитор, заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1959). В 1951 окончил консерваторию Литовской ССР по классу…
Сайфиддинов Шарофиддин Сангинович
Сайфиддинов Шарофиддин Сангинович (р. 24.8.1929, Ходжент, ныне Ленинабад), советский композитор. Член КПСС с 1962. В 1952 окончил национальное отделение Московской консерватории по классу В. Г. Фере;…
Тактакишвили Отар Васильевич
Тактакишвили Отар Васильевич (р. 27.7.1924, Тбилиси), советский композитор, общественный деятель, народный артист СССР (1974). Член КПСС с 1951. Член ЦК КП Грузии (1963). Министр культуры Грузинской…
Тикоцкий Евгений Карлович
Тикоцкий Евгений Карлович [14(26).12.1893, Петербург, - 23.11.1970, Минск], советский композитор, народный артист СССР (1955). Член КПСС с 1948. Учился в Петроградском университете (1914-15)…
Дессау Пауль
Дессау (Dessau) Пауль (р. 19.12.1894, Гамбург), немецкий композитор и дирижёр (ГДР). Член СЕПГ с 1948. С 1950 член Немецкой академии искусств (в 1959-69 вице-президент). Выступал в концертах в детском…
Пипков Любомир
Пипков Любомир (6.9.1904, Ловеч,- 9.5.1974, София), болгарский композитор, музыкально-общественный деятель, педагог, народный артист НРБ (1952), Герой Социалистического Труда (1967). Член БКП с 1944…
Сухонь Эуген
Сухонь (Suchon) Эуген (р. 25.9.1908, Пезинок, близ Братиславы), словацкий композитор, народный артист ЧССР (1959). Учился у Ф. Кафенды в Братиславе и В. Новака в Праге. С 1933 преподавал в…
Опера
Опера (итал. opera, буквально — сочинение, от лат. opera — труд, изделие, произведение), жанр музыкально-драматического искусства. Литературная основа О. (либретто) воплощается средствами музыкальной драматургии и в первую очередь в формах вокальной музыки.
О. — синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет). Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов О. толкуются различно. Разнообразны вокальные формы классической О. Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада,песня). Различные функции в О. имеет речитатив — музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах О.,преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно — в диалогах. Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в О. соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т.д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия. По-разному в О. трактуется хор. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М.П. Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина"). В музыкальной драматургии О. большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. О. включает также самостоятельные оркестровые эпизоды — увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля — балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.
История О. тесно связана с развитием культуры и истории человеческого общества. Часто О. выступала в качестве своеобразного идеологического форпоста музыкального искусства, отражая острые проблемы современности — социального неравенства, борьбы за национальную независимость, патриотизма.
Истоки музыкального театра — в народных празднествах, игрищах. Уже в древне-греческих дионисийских играх, греческой трагедии велика роль музыки. Существенное место отводилось ей и в средне-вековых народных культовых ("священных") представлениях. Как самостоятельный жанр О. сформировалась на рубеже 16—17 вв. За несколько веков её существования сложилось множество национальных оперных школ, стилей, типов оперного произв. Во многих европейских национальных культурах в соответствии с гуманистическими идеями эпохи Возрождения вырабатывались принципы нового типа музыкально-драматического спектакля. Эти искания ранее всего увенчались успехом в классической стране Ренессанса — Италии. Группа философов, поэтов, музыкантов, художников (т. н. "Флорентийская камерата", 1580) проповедовала возрождение античной трагедии. Идеалом флорентийцев в музыке была простота, естественность высказывания; музыку в своих спектаклях они подчинили поэзии. В этом духе были написаны первые О. — "Дафна" (1597—98) и "Эвридика" (1600), музыка Я. Пери, текст О. Ринуччини. Следующая веха в истории О. — "Орфей" К. Монтеверди (1607). Художник огромного трагедийного дарования, он создал произведения, отличающиеся глубиной драматического выражения, мастерской лепкой характеров.
Во Франции оперная школа сложилась несколько позже (2-я половина 17 в.). О. её основоположника Ж. Б. Люлли ("Альцеста", 1674; "Армида", 1686) связаны с классицистским театром Ж. Расина и П. Корнеля. Люлли создал классический тип французской "лирической трагедии" (лирическая, т. е. музыкальная) — гармонично построенной монументальной композиции нз 5 актов с прологом, эпилогом-апофеозом и драматической кульминацией в конце 3-го акта; основой вокальной музыки являлся мелодизированный речитатив. Традиции Люлли в "лирической трагедии" продолжал Ж. Ф. Рамо.В 17 в. своеобразный оперный жанр сложился в Испании (сарсуэла); в Англии О. связана с именем композитора Г. Пёрселла ("Дидона и Эней", 1689). Первый немецкий оперный композитор — Г. Шюц ("Дафна", 1626). На рубеже 17—18 вв. в итальянской музыке большое значение приобрела неаполитанская оперная школа во главе с А. Скарлатти, основоположником нового типа О. — оперы-сериа (буквально — серьёзная О.). Героической, мифологической тематике, её возвышенному содержанию соответствовали эмоционально приподнятые арии, в которых певцы могли демонстрировать виртуозное вокальное искусство. Постепенно литературно-драматическое содержание стало лишь фоном для виртуозных арий солистов. С оперой-сериа связано творчество Г. Ф. Генделя. Драматизм, мелодическое и гармоническое богатство музыкального языка выделяют его произведения среди О. этого типа ("Юлий Цезарь в Египте", "Тамерлан", обе 1724; "Роделинда", 1725, и др.).
К середине 18 в. опера-сериа исчерпала свои художеств. возможности, она уже не отвечала эстетическим потребностям времени. На смену пришло новое, более демократическое искусство — комическая О. Наигранному пафосу отжившей классицистской О. противопоставляется комедийная тематика, выспренным статичным ариям — живая музыка. В разных странах сложились национальные разновидности комической О. В Италии — опера-буффа, выросшая из интермедий оперы-сериа и театральных комедий. Этот жанр утвердился в творчестве Дж. Б. Перголези ("Служанка-госпожа", 1733) и окончательно сформировался в операх Дж. Паизиелло ("Мельничиха", 1788) и Д. Чимарозы ("Тайный брак", 1792). В Англии — балладная опера ("Опера нищего", обработка мелодий Дж. Пепуша, 1728). В Испании — тонадилья ("Мнимый слуга" В. Гарсиа, 1804). Во Франции — комическая опера. В этом жанре писали Э. Дуни ("Влюблённый художник", 1757), Ф. А. Филидор ("Садовник и его господин", 1761), А. Э. Гретри ("Ричард Львиное сердце", 1789). В Австрии и Германии — зингшпиль ("Доктор и аптекарь" К. Диттерсдорфа, 1786; "Лотхен при дворе" И. А. Хиллера, 1766).
Выдающееся значение имела деятельность крупнейших реформаторов оперного искусства К. В. Глюка и В. А. Моцарта, отразивших в своём творчестве передовые идеи Просвещения. Глюк создал героическую музыкальную трагедию, в которой достиг органического единства всех музыкально-драматургических средств выразительности ("Орфей и Эвридика", 1762; "Альцеста", 1767, и др.). Моцарт, опираясь на достижения оперы-буффа и зингшпиля, дал высокие реалистические образцы комедии ("Свадьба Фигаро", 1786), драмы ("Дон Жуан", 1787), философские сказки ("Волшебная флейта", 1791).
Первые русские оперные спектакли появились в 70-х гг. 18 в. Это были комедии бытового плана ("Мельник — колдун, обманщик и сват" М. М. Соколовского, 1779; "Санкт-петербургский гостиный двор", в новой редакции под названием "Как поживёшь, так и прослывёшь" М. А. Матинского — В. А. Пашкевича, 1782; "Ямщики на подставе" Е. И. Фомина, 1787). Русская опера с самого начала формировалась как демократический жанр, основываясь на народной и бытовой музыке, в тесной связи с литературой своего времени.
Откликом на Великую французскую революцию явились монументально-драматические произведения агитационного плана ("Республиканская избранница, или Праздник добродетели", первоначальное название — "Праздник Разума", Гретри, 1794) и др. оперы героических жанров, в том числе "опера спасения" ("Лодоиска" Л. Керубини, 1791; "Пещера" Ж.Ф. Лесюэра, 1793). Драматургия её (название отражает специфическую сюжетную ситуацию, завершающуюся торжеством высоких гуманистических идей, победой "добра") строилась на сопоставлении контрастных образов и сцен. Выдающийся образец этого жанра в Германии — опера Л. Бетховена "Фиделио" (1805, 3-я редакция 1814). Комическая О. продолжала развиваться в творчестве Ф. Буальдьё ("Белая дама", 1825), Д. Ф. Обера ("Фра-Дьяволо", 1830). Типические черты итальянской комической О. нашли блестящее выражение в творчестве Дж. Россини ("Севильский цирюльник", 1816).
Начало и середина 19 в. связаны с утверждением романтизма в национальных оперных школах. В Германии основоположником романтической О. был К. М. Вебер ("Вольный стрелок", 1820), в романтическом плане выдержаны ранние оперы Р. Вагнера ("Риенци", 1840; "Летучий голландец", 1841). Во Франции романтический стиль воплотился в творчестве Дж. Мейербера, с именем которого связано развитие жанра т. н. большой оперы ("Роберт-Дьявол", 1830; "Гугеноты", 1835), в Италии — В. Беллини ("Сомнамбула", "Норма", обе 1831), Г. Доницетти ("Лючия ди Ламмермур", 1835), Дж. Верди в ранний период его деятельности ("Навуходоносор", 1841; "Ломбардцы в первом крестовом походе", 1842). Из рус. О. эпохи романтизма выделяется "Аскольдова могила" А. Н. Верстовского (1835).
19 в. — время становления и расцвета русской О. Главой русской классической О. был М. И. Глинка. Его О. — народно-патриотическая "Иван Сусанин" (1836) и сказочно-эпическая "Руслан и Людмила" (1842) — ярчайшие образцы реалистического оперного искусства. Первую в России социально-бытовую драму создал А. С. Даргомыжский ("Русалка", 1855).
Эпоха 60-х гг. вызвала дальнейший подъём русской О., связанный с деятельностью композиторов "Могучей кучки". Один за другим появляются шедевры оперной классики, обновляются старые жанры, создаются новые. Среди них — народной музыкальной драмы М. П. Мусоргского ("Борис Годунов", 1869, 2-я редакция 1872; "Хованщина", завершена Н. А. Римским-Корсаковым, 1883), где с небывалой силой зазвучала тема борьбы и страданий народа; эпическая опера А. П. Бородина "Князь Игорь" (завершена Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, 1888); оперы Римского-Корсакова — сказочная "Снегурочка" (1881), О.-былина "Садко" (1896), О.-легенда "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1904), О.-сатира "Золотой петушок" (1907) и др. Одно из величайших явлений музыкального театра — оперное творчество П. И. Чайковского. Тонкий психологизм, глубокое раскрытие душевного мира человека отличают его О. ("Евгений Онегин", 1878; "Чародейка", 1887; "Пиковая дама", 1890). Он обращался и к историко-патриотическим темам ("Орлеанская дева", 1879; "Мазепа", 1883), и к народно-бытовым ("Черевички", 1885). Оперный репертуар обогатили также А. Г. Рубинштейн ("Демон", 1871), А. Н. Серов ("Вражья сила", 1871), С. И. Танеев ("Орестея", 1894), С. В. Рахманинов ("Алеко", 1892).
Классиком реалистического искусства в Италии был Дж. Верди — создатель разнообразных типов и жанров оперной драматургии ("Риголетто", 1851; "Травиата", 1853; "Анда", 1870; "Отелло", 1886; "Фальстаф", 1892). Для французского музыкального театра 2-й половины 19 в. характерен жанр лирической оперы, пришедший на смену большой опере и во многом ей противоположный: "Фауст" Ш. Гуно (1859), "Лакме" Л. Делиба (1883), "Манон" Ж. Массне (1884). Вершина оперного реализма во французской музыке 19 в. — "Кармен" Ж. Бизе (1874), яркость, эмоциональность образов, своеобразие музыкального языка которой ставят её в ряд лучших произведений мировой классики.
Немецкая опера 2-й половины 19 в. связана с именем Р. Вагнера, оказавшего большое воздействие на музыкальное искусство Европы. Вагнер, как и Глюк, ратовал за единство музыки и драмы. Основа его оперной драматургии — система лейтмотивов. Стремясь к сохранению целостности музыкального развития, он отказался от деления актов на отдельные номера. Особую роль в сложной, психологически утончённой О. отводил Вагнер оркестру. Однако скрупулёзное подчинение этим принципам привело к противоречиям в творчестве художника. Реформаторские оперы Вагнера — "Тристан и Изольда" (1859), тетралогия "Кольцо нибелунга" (1854—74), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1867), "Парсифаль" (1882).
В последнем десятилетии 19 в. в итальянской О. возникло новое направление — веризм. Среди веристских О. выделяются "Сельская честь" П. Масканьи (1890), "Паяцы" Р. Леонкавалло (1892). Веризм проявляется и в творчестве Дж. Пуччини ("Манон Леско", 1892; "Богема", 1895; "Тоска", 1899; "Чио-Чио-сан", 1904).
В результате освободительного движения в Восточной Европе в 19 в. складываются национальные оперные школы. На мировую арену выходят чешские, польские, венгерские О.: "Бранденбуржцы в Чехии" (1863) и "Проданная невеста" (1866) Б. Сметаны, "Галька" С. Монюшки (1847), "Ласло Хуньяди" (1844) и "Банк Бан" (1852) Ф. Эркеля.
Аналогичный процесс становления национальных оперных культур наблюдается у ряда народов дореволюционной России. Представителями этих школ являются: на Украине — С. С. Гулак-Артемовский ("Запорожец за Дунаем", 1863), Н. В. Лысенко ("Наталка Полтавка", 1889), в Грузии — М. А. Баланчивадзе ("Дареджан коварная", 1897), в Азербайджане — У. Гаджибеков ("Лейли и Меджнун", 1908), в Армении — А. Т. Тигранян ("Ануш", 1912) и др.
Музыкальные течения конца 19 — начала 20 вв. представлены и в оперном искусстве: импрессионизм — в операх К. Дебюсси ("Пеллеас и Мелизанда", 1902); экспрессионизм — Р. Штрауса ("Саломея". 1905; "Электра", 1908), А. Шёнберга ("Ожидание", 1909; "Счастливая рука", 1913), А. Берга ("Воццек", 1921), П. Хиндемита ("Кардильяк", 1926, новая редакция 1952). Тенденции неоклассической стилизации нашли отражение в ряде произведений И. Стравинского (О.-оратория "Царь Эдип", 1927). Существен вклад в развитие О. композиторов разных стран и направлений: Д. Мийо ("Бедный матрос", 1927; "Христофор Колумб", 1930), К. Орфа ("Луна", 1938; "Умница", 1942), М. де Фальи ("Жизнь коротка", 1905, пост. 1913), З. Кодая ("Хари Янош", пост. 1926), Л. Яначека ("Её падчерица", 1903), Дж. Энеску ("Эдип", 1932), П. Владигерова ("Царь Калоян", 1936) и др. Значительным явлением в О. 20 в. стала "Порги и Бесс" Дж. Гершвина (1935). Это — первое произведение американского композитора в музыкально-драматическом жанре, написанное ярким музыкальном языком, основанное на нар. музыке, затрагивающее остросоциальные проблемы.
Сложны пути О. в капиталистических странах. В неё проникли различные модернистские тенденции, искажающие и расшатывающие оперный жанр. Однако прогрессивные художники, сочетая достижения современной музыки с принципами реалистической О., продолжают создавать ценные произведения. К таким передовым явлениям относятся О. французского композитора Ф. Пуленка ("Человеческий голос", 1959), итальянского композитора Л. Даллапикколы ("Заключённый", 1948), итальянского композитора, живущего в США, Дж. К. Менотти ("Медиум", 1942; "Консул", 1950). Крупными достижениями современной английской О. являются произведения Б. Бриттена ("Питер Граймс", 1945; "Сон в летнюю ночь", 1960), А. Буша ("Уот Тайлер", 1950).
Особое место в истории развития О. занимает советское оперное искусство, сложившееся после Великой Октябрьской социалистической революции. Советские композиторы, опираясь на классические традиции и метод социалистического реализма, стремятся к правдивому изображению действительности и истории во всём их многообразии. Советский музыкальный театр складывался как многонациональный (в некоторых республиках — Узбекистане, Киргизии, Казахстане, Белоруссии, Башкирии — национальный музыкальный театр был создан впервые в годы Советской власти). Новым в советской О. было обращение к современным сюжетам. В 30-е гг. в операх И. И. Дзержинского ("Тихий Дон", 1934, пост. 1935), Т. Н. Хренникова ("В бурю", 1939, новая редакция 1952) и др. сформировался тип "песенной" О. (песня — основа музыкальной драматургии). К выдающимся достижениям советской О. принадлежат "Семен Котко" (1939) и "Война и мир" (1943, окончательная редакция 1952) С. С. Прокофьева, "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова", 1932, новая редакция 1962) Д. Д. Шостаковича. Появились яркие образцы национальной классики: "Даиси" 3. П. Палиашвили (1923), "Алмаст" А. А. Спендиарова (1928), "Кёр-Оглы" У. Гаджибекова (1936). В советской О. нашла отражение героическая борьба советского народа во время Великой Отечественной войны 1941—45: "Семья Тараса" Д. Б. Кабалевского (1947, 2-я редакция 1950), "Молодая гвардия" Ю. С. Мейтуса (1947, 2-я редакция 1950), "Повесть о настоящем человеке" Прокофьева (1948, пост. 1960) и др. Значительный вклад в советскую О. внесли композиторы Р. М. Глиэр, К. В. Молчанов, В. И. Мурадели,С. М. Слонимский, А. Н. Холминов, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин,Р. К. Щедрин и др., а также композиторы братских республик — Ф. Амиров,М. Ашрафи, С. А. Баласанян, Е. Г. Брусиловский, В. А. Власов, Д. Г. Гершфельд, Н. Г. Жиганов, А. К. Жубанов, М. О. Заринь, Э. А. Капп, Б. Н. Лятошинский,Г. И. Майборода, А. М. М. Магомаев,А. Малдыбаев, В. Мухатов, Д. Овезов, Ш. М. Мшвелидзе, В. Ю. Клова,Ш. Сайфиддинов, Ю. В. Семеняко, А. Л. Степанян, О. В. Тактакишвили,Е. К. Тикоцкий, В. Г. Фере, Л. А. Хамиди, А. Г. Шапошников и многие др. По пути социалистического реализма развивается оперное искусство европейских стран социализма. Среди композиторов этих стран — П. Дессау (ГДР), Л. Пипков (Болгария), Э. Сухонь (Чехословакия), Ш. Соколаи (Венгрия) и др.
См. также разделы Музыка в статьях об отдельных союзных и автономных республиках и странах.
Лит.: Роллан Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер. с франц., М., 1931; Ля-Лоранси Л. де, французская комическая опера XVIII века, пер. с франц., М., 1937; Асафьев Б. В., Опера, в сборнике: Очерки советского музыкального творчества, т. 1, М. — Л., 1947; Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы. На материале классического наследия, Л., 1952; Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики, М., 1952; его же, Очерки по драматургии оперы XX века, М., 1971; Советская опера. Сб. критических статей, М., 1953; Гозенпуд А. А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959; его же, Русский советский оперный театр. (1917—1941). Очерки истории, Л., 1963; его же, Русский оперный театр XIX века, [т. 2] — 1857—1872, Л., 1971; Хохловкина А., Западноевропейская опера. Конец XVIII – первая половина XIX века. Очерки, М., 1962; Ванслов В., Опера и её сценическое воплощение, М., 1963; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 1–2, М., 1966—73 (т. 1, в. 1 совместно с В. В. Протопоповым); Loewenberg A., Annals of opera 1597—1940, v. 1—2, 2 ed., Gen., 1955; Ewen D., Encyclopedia of the opera, N. Y., 1955; Brockway W., Weinstock Н., The world of opera..., L., 1963.
М. Р. Волкова.