Примеры статей
Экспрессионизм
Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920-е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й…
Неоклассицизм
Неоклассицизм, неоклассика, термин, принятый в советском искусствознании и отчасти литературоведении для обозначения различных по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных…
"Метафизическая живопись"
"Метафизическая живопись" (итал. pittura metafisica), направление в итальянской живописи 2-й половины 1910-х - начала 1920-х гг. Мастера "М. ж." (её основатель Дж. Де Кирико, К. Карра, Ф. Де Писис, М…
"Новая вещественность"
"Новая вещественность" (нем. "Neue Sachlichkeit"), магический реализм, течение в немецкой живописи и графике 1920-х гг. Возникшее как реакция на индивидуалистический бунт и формальные крайности экспрессионизма, оно было связано с очередной волной неоклассицизма в европейском искусстве и сближалось в общих установках с такими современными течениями, как "метафизическая живопись" в Италии и т. н. неоэнгризм во Франции. Идеологическому хаосу буржуазного общества, лихорадочному ритму современной жизни мастера "Н. в." пытались противопоставить своего рода модель кристаллически ясного, мистифицированного, будто бы реального мира. Воссоздавая этот искусственный мир в преувеличенно-чётких, тщательно детализированных формах, одни художники (А. Канольдт, К. Мензе, Г. Шримпф и др.) невольно выражали в своих произведениях ощущение отчуждённости отдельной личности от бездушной, механистической действительности. Другие мастера "Н. в.", утрируя её выразительные средства, придавая им характер гротеска, сознательно сообщали своему творчеству острокритическую социальную направленность (О. Дикс, Ж. Грос и др.).
Лит.: Рейнгардт Л., "Новая вещественность" и риджионализм, в сборнике: Модернизм..., [2 изд.], М., 1973, стр. 208—16; Roh F., Nach-Expressionismus..., Lpz., 1925; Schmied W., Neue Sachlichkeit und magischer Realismus in Deutschland. 1918 — 1933, Hannover, 1969.