Натуральная школа

Натуральная школа, условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 40-х гг. 19 в. Термин "Н. ш.", впервые употребленный Ф. В. Булгариным в пренебрежительной характеристике творчества молодых последователей Н. В. Гоголя (см. газету "Северная пчела" от 26 января 1846), был утвержден в литературно-критическом обиходе В. Г. Белинским, который полемически переосмыслил его значение: "натуральное", т. е. безыскусственное, строго правдивое изображение действительности. Мысль о существовании литературной "школы" Гоголя, выражавшей движение русской литературы к реализму, Белинский развил раньше (ст. "О русской повести и повестях г. Гоголя", 1835, и др.); развёрнутая характеристика Н. ш. и её важнейших произведений содержится в его статьях "Взгляд на русскую литературу 1846 года", "Взгляд на русскую литературу 1847 года", "Ответ ''Москвитянину''" (1847). Выдающуюся роль собирателя литературных сил Н. ш. сыграл Н. А. Некрасов, составивший и выпустивший в свет её главные издания — альманах "Физиология Петербурга" (ч. 1—2, 1845) и "Петербургский сборник" (1846). Печатными органами Н. ш. стали журналы "Отечественные записки" и "Современник".

Для Н. ш. характерно преимущественное внимание к жанрам художественной прозы ("физиологический очерк", повесть, роман). Вслед за Гоголем писатели Н. ш. подвергали сатирическому осмеянию чиновничество (например, в стихах Некрасова), изображали быт и нравы дворянства ("Записки одного молодого человека" А. И. Герцена, "Обыкновенная история" И. А. Гончарова и др.), критиковали тёмные стороны городской цивилизации ("Двойник" Ф. М. Достоевского, очерки Некрасова, В. И. Даля, Я. П. Буткова и др.), с глубоким сочувствием изображали "маленького человека" ("Бедные люди" Достоевского, "Запутанное дело" М. Е. Салтыкова-Щедрина и др.). От А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Н. ш. восприняла темы "героя времени" ("Кто виноват?" Герцена, "Дневник лишнего человека" И. С. Тургенева и др.), эмансипации женщины ("Сорока-воровка" Герцена, "Полинька Сакс" А. В. Дружинина и др.). Н. ш. новаторски решала традиционные для русской литературы темы (так, "героем времени" становился разночинец: "Андрей Колосов" Тургенева, "Доктор Крупов" Герцена, "Жизнь и похождения Тихона Тросникова" Некрасова) и выдвигала новые (правдивое изображение жизни крепостной деревни: "Записки охотника" Тургенева, "Деревня" и "Антон-Горемыка" Д. В. Григоровича и др.). В стремлении писателей Н. ш. быть верными "натуре" таились различные тенденции творческого развития — к реализму (Герцен, Некрасов, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Салтыков-Щедрин) и к натурализму (Даль, И. И. Панаев, Бутков и др.). В 40-е гг. эти тенденции не обнаружили чёткого разграничения, порой сосуществуя в творчестве даже одного писателя (например, Григоровича). Объединение в Н. ш. многих талантливых писателей, ставшее возможным на почве широкого антикрепостнического фронта, позволило школе сыграть важную роль в становлении и расцвете русской литературы критического реализма. Влияние Н. ш. сказалось также в русском изобразительном (П. А. Федотов и др.), музыкальном (А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский) искусствах.

Лит.: Цейтлин А. Г., Становление реализма в русской литературе, М., 1965; Кулешов В. И., Натуральная школа в русской литературе XIX в., М., 1965; Манн Ю. В., Философия и поэтика "натуральной школы", в кн.: Проблемы типологии русского реализма, М., 1969.

В. И. Кулешов.