Примеры статей
Асколи Грациадио Изая
Асколи (Ascoli) Грациадио Изая (16.7.1829, Горица, - 21.1.1907, Милан), итальянский языковед, специалист в области сравнительной фонетики индоевропейских языков. Автор теории субстрата, которая…
Уитни Уильям Дуайт
Уитни (Whitney) Уильям Дуайт (9.2.1827, Нортхемптон, штат Массачусетс, - 9.6.1894, Нью-Хейвен, штат Коннектикут), американский языковед. Окончил Уильямс-колледж в Нортхемптоне (1845). Профессор…
Габеленц Ханс Георг Конон фон дер
Габеленц (Gabelentz) Ханс Георг Конон фон дер (16.3.1840, Альтенбург, - 11.12.1893, Берлин), немецкий языковед. Сын Ханса Конона фон дер Габеленца. Профессор Лейпцигского и Берлинского университетов…
Фортунатов Филипп Федорович
Фортунатов Филипп Федорович [2(14).1.1848, Вологда, - 20.9 (3.10).1914, Косалма, ныне Прионежского района Карельской АССР], русский языковед, индоевропеист и славист, академик Петербургской АН (1898)…
Соссюр Фердинанд Монжин де
Соссюр (Saussure) Фердинанд Монжин де (26.11.1857, Женева, - 22.2.1913, Вюфлан-сюр-Морж), швейцарский языковед. Учился в Женевском (1875), Лейпцигском, Берлинском (1876-80) университетах. Преподавал в…
Шухардт Хуго
Шухардт (Schuchardt) Хуго (4.2.1842, Гота, - 21.4.1927, Грац), немецкий и австрийский языковед. Учился в университетах Йены и Берлина. Ученик Ф. Дица и А. Шлейхера. Профессор университетов в Галле (с…
Бодуэн де Куртенэ Иван Александрович
Бодуэн де Куртенэ (Baudouin de Courtenav) Иван Александрович [1(13).3.1845, Радзымин, - 3.11.1929, Варшава), русско-польский языковед, член-корреспондент Петербургской АН (1897). Один из виднейших…
Социологическая школа
Социологическая школа, название франц. школы (направления) социологической лингвистики (см. Социолингвистика)…
Младограмматизм
Младограмматизм, неограмматизм, несколько школ или направлений в европейском языкознании 19 в., объединённых общим пониманием природы и функций языка и задач языкознания. К младограмматикам относят Г. Асколи, У. Уитни, Х. Г. Габеленца, Ф. Ф. Фортунатова, Ф. де Соссюра и некоторых других учёных, имевших сходные с М. взгляды, а также (в узком смысле) т. н. лейпцигскую (А. Лескин, К. Бругман, Г. Остхоф, Г. Пауль, Б. Дельбрюк), гёттингенскую (А. Фик, А. Бецценбергер, Г. Коллиц, Ф. Бехтель) и берлинскую (И. Шмидт, В. Шульце) школы. Термин "М." был впервые применен к лейпцигской школе немецким филологом Ф. Царнке и закрепился в истории языкознания. Основное теоретическое содержание М.: язык есть индивидуальная психофизиологическая деятельность — изменения возникают и распространяются в нём в силу более или менее случайных причин, связанных с особенностями употребления языка ("узусом"), поэтому лингвист должен обращаться в первую очередь к исследованию живых языков и, лишь установив закономерности их развития, он имеет право обращаться к мёртвым языкам. Однако такие закономерности М. понимал как априорно заданные и исчерпывающие причинный аспект языкового развития. Другой недостаток М. заключался в атомизме, т. е. в отсутствии представления о языке как системе.
М. внёс большой вклад в развитие сравнительно-исторического языкознания. Однако недостатки его теоретической платформы вызвали критику с разных позиций (Х. Шухардт, И. А. Бодуэн де Куртенэ и др.). В начале 20 в. М. перестал быть лидирующим направлением в языкознании и был вытеснен лингвистическим социологизмом (см. Социологическая школа в языкознании).
Лит.: Томсен В., История языковедения до конца 19 в., пер. с дат., М., 1938; Пауль Г., Принципы истории языка, пер. с нем., М., 1960; Звегинцев В. А., История языкознания 19—20 вв. в очерках и извлечениях, ч. 1, [3 изд.], М., 1964 (отрывки из работ Г. Остгофа, К. Бругмана, Б. Дельбрюка); Jankowsky К. R., The neogrammarians, The Hague, 1972.
А. А. Леонтьев.