Мао Дунь

Мао Дунь (псевдоним; настоящее имя Шэнь Янь-бин) (родился июль 1896, Цинчжэнь, провинция Чжэцзян), китайский писатель, общественный деятель. Учился на подготовительном отделении Пекинского университета, с 1916 работал в издательстве в Шанхае. Возглавлял журнал "Сяошо юэбао" (1920—22), был одним из основателей Общества изучения литературы (1921). До 1927 выступал как публицист, литературовед, критик и переводчик, знакомя китайского читателя с западноевропейской и русской литературой, рассказывал о первых успехах советской литературы. Автор книг "Изучение персонажей" (1925), "Китайская мифология" (1925), "Введение в изучение прозы" (1928) и других.

Первое художественное произведение — трилогия "Затмение" (1927—28), состоящая из повестей "Разочарования", "Колебания" и "Поиски", была создана вскоре после поражения революции 1925—27. Большинство её героев — мятущиеся молодые интеллигенты, которые быстро разочаровываются в жизни; лишь немногие продолжают борьбу. В 1928—30 М. Д. находился в эмиграции в Японии, где написал рассказы сборников "Шиповник" (1929) и "Прошлогодняя трава" (1929), по настроениям примыкающие к трилогии, и незавершённый роман "Радуга".

Вернувшись из эмиграции в 1930, М. Д. стал одним из ведущих членов Лиги левых писателей Китая.

В состоящей из трёх больших рассказов "Деревенской трилогии" (1932—34) М. Д. показал, как под влиянием экономического кризиса крестьяне поднимаются на вооружённую борьбу. Разорение мелких торговцев стало темой повести "Лавка Линя" (1932); типична фигура её героя — предприимчивого и доброго человека, далёкого от политики и неспособного к сопротивлению. Первым образцом социальной эпопеи в новейшей китайской литературе стал роман М. Д. "Перед рассветом" (1933), в котором изображается положение национальной буржуазии, массовая борьба рабочих.

В годы войны с Японией (1937—45) М. Д. организовывал литературную общественность на патриотическую борьбу, редактировал журнал "Вэньи чжэньди", много внимания уделял художественно-документальной литературе: "Повесть о первом этапе" (1939), рассказывающая о трёхмесячной обороне Шанхая, "После разгрома" (1942) и др. В 1941 в Гонконге выпустил роман "Распад", написанный в форме дневника молодой женщины, втянутой в чанкайшистскую тайную полицию. Вернувшись в 1942 после захвата японцами Гонконга на гоминьдановскую территорию, М. Д. создал роман "Тронуты инеем, листья алеют, словно цветы весной" (1942) — первую часть задуманного широкого полотна о судьбах китайской провинции накануне революции 1911—13, а в 1945 — драму "В дни поминок", посвященную перспективам борьбы за обновление страны.

После окончания войны с Японией М. Д. участвовал в демократическом движении, занимался переводами ("Сын полка" В. Катаева, "Народ бессмертен" В. Гроссмана и др.), работал над романом "Закалка" (1948, незакончен). В 1946—47 совершил поездку по СССР, результатом которой явились книги "Виденное и слышанное в СССР" (1948) и "Беседы о Советском Союзе" (1949).

В 1949—64 М. Д. был заместителем председателя Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства, председателем СП КНР и министром культуры КНР; занимался литературоведческой и публицистической деятельностью: книги "Ночные заметки. Размышления о Социалистическом реализме" (1958), "Воодушевление" (1959), "Об истории и исторических драмах" (1962). В период так называемой культурной революции подвергался гонениям.

Соч.: Мао Дунь вэнь цзи, т. 1—10, Пекин, 1958—61; в русском переводе — Сочинения, т. 1—3, М., 1956.

Лит.: Сорокин В. Ф., Творческий путь Мао Дуня, М., 1962; Е Цзы-мин, Лунь Мао Дунь сыши нянь ды вэньсюэ даолу, Шанхай, 1959.

В. Ф. Сорокин.