Примеры статей
Землесосный снаряд
Землесосный снаряд, плавучая землеройная машина, всасывающая грунт из-под воды в виде водо-грунтовой смеси (пульпы) и транспортирующая его в отвал или в тело возводимого сооружения. Различают З. с…
Корабль военный
Корабль военный, судно, входящее в состав военно-морского флота и способное решать определённые боевые или специальные задачи. Согласно Женевской международной конвенции 1958 об открытом море…
Дебаркадер
Дебаркадер (франц. debarcadеre, от debarquer - выгружать, высаживать на берег), 1) плавучая пристань, судно (или понтон), служащее для подхода и стоянки грузовых и пассажирских судов. Грузовые Д…
Спортивное судно
Спортивное судно, предназначается, например, для гребного и парусного спорта и водного туризма. Среди гребных С. с. различают академические суда (скифы и клинкеры - одиночки, двойки, четвёрки и…
Шельтердечное судно
Шельтердечное судно (от англ. shelter - прикрытие и deck - палуба), морское судно с верхней (над главной) непрерывной палубой. У Ш. с. в верхней палубе, поперечных переборках под ней или в бортах выше…
Воздушная подушка
Воздушная подушка, область повышенного давления воздуха между основанием машины и опорной поверхностью, между подвижными и неподвижными элементами механизмов в приборах, машинах-орудиях. Применяется в…
Катамаран
Катамаран (от тамильского каттумарам, буквально - связанные брёвна), 1) плот для коротких сообщений и рыбной ловли у народов азиатского побережья Индийского океана и прилегающих островов…
Судоходство
Судоходство, плавание судов по водным путям. По району плавания различают морское, внутреннее и смешанное плавание, по функциональному признаку - коммерческое, промысловое и др. В древности С. с…
Главные размерения
Главные размерения судна, основные линейные размеры судна. Теоретические Г. р.: длина L между перпендикулярами, измеряемая по продольной оси на уровне грузовой ватерлинии от передней кромки форштевня…
Киль (в авиа-, судостроении)
Киль (голл. kiel), 1) К. судна - продольная, обычно составная балка, идущая посередине днища судна от носовой до кормовой оконечности. К. служит основной продольной связью, обеспечивающей прочность и…
Шпангоут
Шпангоут (голл. spanthout, от spant - балка, ребро и hout - дерево), прямая или криволинейная балка набора корпуса судна (или фюзеляжа самолёта)…
Штевень
Штевень (голл. steven), общее название конструкций в носу и корме судна, к которым примыкает его наружная обшивка (см. Ахтерштевень, Форштевень)…
Судовой движитель
Судовой движитель, устройство для преобразования какой-либо энергии в полезную работу движения судна. С. д., например паруса, могут использовать "внешнюю" энергию (то есть энергию течения воды, ветра)…
Гребное судно
Гребное судно, судно, приводимое в движение вёслами. Г. с. бывают с уключинами (упорами для вёсел) и без уключин. Уключины располагаются на бортах (шлюпки, лодки различных типов), на кронштейнах за…
Галера
Галера (итал. galera), деревянное гребное военное судно, созданное в 7 в. венецианцами. Имело длину 40-50 м, ширину около 6 м, осадку около 2 м и один ряд от 16 до 25 пар весел. На каждое весло…
Галеас
Галеас (голл. galeas, франц. galeace, от итал. galeazza - большая галера), гальес, военный корабль, состоявший на вооружении многих стран Европы в 16-17 вв. Представлял собой усовершенствованную…
Военно-морской флот
Военно-морской флот (ВМФ; в некоторых государствах именуется военно-морскими силами - ВМС), вид вооружённых сил, предназначенный для выполнения стратегических и оперативных задач на океанских и…
Гребной флот
Гребной флот (военный), флот, состоявший из военных кораблей, передвигавшихся при помощи вёсел. Паруса служили вспомогательным движителем. Возникновение Г. ф. относится к глубокой древности. Гребные…
Галс
Галс (голл. hals), 1) курс судна относительно ветра (например, судно идёт правым Г., когда ветер дует в правый борт судна). 2) Отрезок пути судна от поворота до поворота при лавировании под парусами…
Руль
Руль (от голл. roer), 1) Р. судовой, устройство, служащее для удержания судна на курсе и его поворота на ходу. Обычно представляет собой пластину (перо Р.), которая может поворачиваться вокруг…
Каравелла
Каравелла (итал. caravella), высокобортное морское парусное судно с одной палубой, 3-4 мачтами и высокими надстройками в носовой части и на корме, распространённое в странах Средиземного моря (Италия…
Парусное судно
Парусное судно, судно, приводимое в движение энергией ветра с помощью парусов. В зависимости от размеров П. с. на нём устанавливается от 1 до 7 мачт; П. с. различаются также парусным вооружением (рис…
Парусный флот
Парусный флот (военное), военно-морской флот, состоявший из парусных кораблей и судов (см. Парусное судно).Постоянный военный П. ф. появился в 17 в. в Великобритании, Франции и др. странах Западной…
Гребной винт
Гребной винт, наиболее распространённый судовой движитель. Состоит из насаживаемой на гребной вал ступицы с лопастями, расположенными на равных угловых расстояниях одна от другой, под некоторым углом…
Судовой двигатель
Судовой двигатель, входит в состав судовой энергетической установки. Различают главные С. д. (обеспечивает движение судна) и вспомогательные С. д. (для привода электрогенераторов, насосов…
Паровая турбина
Паровая турбина, первичный паровой двигатель с вращательным движением рабочего органа - ротора и непрерывным рабочим процессом; служит для преобразования тепловой энергии пара водяного в механическую…
Турбоход
Турбоход, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной. Первый паротурбоход - английский "Турбиния" с тремя паровыми турбинами общей мощностью 1,47 Мвт (2000 л. с.), водоизмещением 44 т…
Ядерное топливо
Ядерное топливо, вещество, которое используется в ядерных реакторах для осуществления ядерной цепной реакции деления. Существует только одно природное Я. т. - урановое, которое содержит делящиеся ядра…
Атомный флот
Атомный флот (воен.), совокупность военных кораблей различных классов, имеющих в качестве главного источника энергии ядерные силовые установки. Подводный А. ф. - основа ударной ядерной мощи ВМФ СССР и…
Атомный ледокол "Ленин"
Атомный ледокол "Ленин", первое в мире судно гражданского назначения с ядерной силовой установкой, созданное в СССР. А. л. "Ленин" спущен на воду 5 декабря 1957; вступил в эксплуатацию в конце 1959…
Регистровая вместимость
Регистровая вместимость судна, регистровый тоннаж судна, объём внутренних помещений гражданского судна. Р. в. служит характеристикой размеров судна и исчисляется в регистровых тоннах (1 регистровая т…
Мореходные качества
Мореходные качества судна, совокупность свойств судна, определяющих его способность совершать безопасное плавание в любых условиях погоды и состояния моря. К М. к. относятся: плавучесть, остойчивость…
Строительная механика корабля
Строительная механика корабля, научная дисциплина, рассматривающая методы расчёта прочности и жёсткости корпусных конструкций судна. Изучает воздействие внешних сил на конструкции, исследует…
Классификационное общество
Классификационное общество, орган технического надзора в судостроении и мореплавании. К. о. Устанавливает технические требования в отношении обеспечения безопасности плавания гражданских судов…
Дедвейт
Дедвейт (англ. deadweight), общий вес грузов, которые принимает судно. Д. при осадке по летнюю грузовую марку в морской воде является показателем размеров грузового судна и его основной…
Водоизмещение
Водоизмещение судна, количество воды, вытесненной плавающим судном. Различают объёмное В. (объём подводной части судна ниже ватерлинии) и весовое В., равное, согласно закону Архимеда, весу судна. При…
Отсек
Отсек судна, пространство внутри корпуса судна, ограниченное водонепроницаемыми поперечными и продольными переборками. Делением судна на О. обеспечиваются его непотопляемость при повреждении и…
Твиндек
Твиндек (английский tween-deck, от between - между и deck - палуба), межпалубное пространство на судне. На однопалубных судах могут размещаться в удлиненных надстройках (баке, юте) или между главной…
Конструкционные материалы
Конструкционные материалы, материалы, из которых изготовляются детали конструкций (машин и сооружений), воспринимающих силовую нагрузку. Определяющими параметрами К. м. являются механические свойства…
Судовые средства связи
Судовые средства связи, радиоэлектронные, электрические, механические и другие устройства, обеспечивающие двухстороннюю внутрисудовую связь и внешнюю связь (с береговыми службами, судами, самолётами и…
Корма (задняя оконечность судна)
Корма, задняя оконечность судна. Форма подводной части К. влияет на сопротивление воды движению судна, его управляемость и на условия работы судового движителя, а очертания её надводной части…
Нос (морск.)
Нос судна, носовая часть судна, передняя оконечность судна. Обычно к Н. судна относят судовые конструкции, примыкающие к форштевню; иногда этот термин относят лишь к очертаниям носовой оконечности…
Надстройки судовые
Надстройки судовые, закрытые помещения на верхней палубе судна, расположенные по его ширине от борта до борта и имеющие различную протяжённость по длине судна. В отличие от Н. с., надпалубные…
Рубка
Рубка (от голл. roef - каюта), 1) закрытое сооружение на главной палубе или надстройках судовых, не доходящее до бортов. В Р., часто располагающихся в несколько ярусов, размещают жилые, хозяйственные…
Палуба
Палуба, горизонтальное перекрытие в составе корпуса судна, расположенное по всей его длине. В отличие от П., перекрытие, расположенное на части длины или ширины судна, называется платформой. В корпусе…
Трюм (корабельн.)
Трюм (от голл. 't ruim), помещение в корпусе судна между нижней палубой и днищем или вторым дном. В Т. размещают грузы (грузовые Т.), судовые механизмы (машинные Т.), запасы и т. д. Число Т. зависит…
Порт (гавань)
Порт (франц. port, от лат. portus - гавань, пристань), участок берега моря, озера, водохранилища или реки и прилегающая водная площадь, естественно или искусственно защищенные от волнения и…
Судовые устройства
Судовые устройства, комплекс технических средств, обеспечивающих эксплуатацию судна; предназначаются для управления судном на ходу, удержания на стоянке у причала или на акватории, производства…
Судовые системы
Судовые системы, совокупность трубопроводов, арматуры, механизмов, приборов и приспособлений, обеспечивающих перемещение по судну, а также приём и выдачу с судна жидкости, пара и газа (в С. с. не…
Судовые механизмы
Судовые механизмы вспомогательные, обеспечивают работу главных судовых двигателей, судовых систем и судовых устройств. К собственно С. м. относятся: насосы, компрессоры и вентиляторы, применяемые для…
Контейнеровоз
Контейнеровоз автомобильный, специализированный полуприцеп для перевозки контейнеров по автомобильным дорогам. Грузоподъёмность от 5 до 30 т. В СССР наиболее распространены К. грузоподъёмностью 5 т;…
Трейлерное судно
Трейлерное судно, сухогрузное судно для перевозки грузов в трейлерах. Погрузка (выгрузка) трейлеров производится, как правило, с кормы при помощи тягачей; перемещение трейлеров с главной палубы в трюм…
Навалочник
Навалочник, навалочное судно, грузовое судно для перевозки сыпучих и кусковых грузов без тары (насыпью или навалом). Различают навалочные суда, приспособленные к перевозке грузов широкой номенклатуры…
Рудовоз
Рудовоз, грузовое судно для перевозки навалом руды, один из типов навалочных судов (см. Навалочник). Р. - однопалубное судно с машинным отделением в корме и 2 продольными переборками в средней части…
Танкер
Танкер (английское tanker, от tank - цистерна, бак, резервуар), наливное судно, судно для транспортировки жидких грузов наливом. Т. перевозят сырую нефть и продукты её переработки, сжиженные газы…
Судно на подводных крыльях
С>дно на подводных крыльях, судно, корпус которого при движении поднимается над водой под действием подъёмной силы, создаваемой погруженными в воду крыльями. Патент на С. на п. к. выдан в России в…
Судно на воздушной подушке
Судно на воздушной подушке, парящее судно, судно, которое приподнимается над поверхностью воды нагнетаемым под днищем воздухом, благодаря чему уменьшается сопротивление движению судна. Конструкцию…
Классификационное общество
Классификационное общество, орган технического надзора в судостроении и мореплавании. К. о. Устанавливает технические требования в отношении обеспечения безопасности плавания гражданских судов…
Открытое море
Открытое море (международно-правовой режим), часть Мирового океана, расположенная за пределами территориальных вод какого-либо государства и находящаяся в общем пользовании всех государств…
Территориальные воды
Территориальные воды, территориальное море, морской пояс, прилегающий к побережью или внутренним водам государства и составляющий часть территории государственной. На Т. в., их поверхность и недра…
Иммунитет государства
Иммунитет государства от иностранной юрисдикции, общепризнанное положение международного права, вытекающее из принципа государственного суверенитета и признания суверенного равенства государств…
Морское право
Морское право, в широком смысле слова - совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в ходе осуществления торгового и военного мореплавания, рыболовства и морского промысла…
Судно
Судно, корабль, плавучее сооружение, предназначенное для выполнения определённых хозяйственных и военных задач, научных исследований, водного спорта и др.
Классификация С. По назначению различают С.: транспортные, промысловые, промышленно-хозяйственные, административно-служебные, военные, научно-исследовательские, судообслуживающие. Транспортные С. подразделяют на грузовые, пассажирские и грузопассажирские. Промысловые С. делятся на добывающие (рыболовные, китобойные, краболовные, водороследобывающие и др.), добывающе-перерабатывающие (например, траулеры-рыбозаводы, морозильные траулеры) и суда обслуживания промысла. Промышленно-хозяйственные С. включают: промышленно-добывающие (рудодобывающие, нефтепромышленные, драги, соледобывающие снаряды и др.), подъёмно-монтажные (например, портостроительные С., плавучие краны), дноуглубительные (землечерпательные и землесосные снаряды, грунтоотвозные и др.), лесопромышленные (сплоточные, лесосплавные и др.), сельскохозяйственные (дождевальные, водоподъёмные и др.), энергоснабжающие (плавучие электростанции, компрессорные, трансформаторные), С. связи (кабелеукладочные, кабелеремонтные, радиосвязные и др.), для очистки акваторий (нефтемусоросборщики и др.). Административно-служебные С. включают инспекторские (рыбонадзорные, С. для охраны заповедников), милицейские, пограничные, таможенные С., правительственные яхты. Военные С. подразделяются на боевые корабли (см. Корабль военный), военно-транспортные и обеспечивающие (так называемые вспомогательные) суда. В число научно-исследовательских входят С. для комплексных океанических исследований и для проведения специальных исследований (геофизических, гидробиологических и др.). К судообслуживающим С. относятся: буксирные, перегрузочные (например, плавучие зерноперегружатели, нефтеперекачивающие и зачистные станции), снабженческо-приёмные (бункеровщики, С.-водолеи, С. для приёма загрязнённой воды, мусора и др.), причальные (плавучие пристани, дебаркадеры), ледоколы (линейные и портовые), навигационные (гидрографические, плавучие маяки и др.), спасательные, ремонтные (плавучие мастерские, доки, дегазационные станции и др.), посыльно-разъездные (например, лоцманские) и учебные. Отдельную группу составляют спортивные суда, медико-санитарные (госпитальные, дезинфекционные и др.), оздоровительные (плавучие дома отдыха и т. п.), бытовые (плавучие общежития, гостиницы, склады и др.), культурно-просветительные (С.-музеи, С.-выставки, С.-клубы и др.).
По району плавания С. подразделяют на морские, внутреннего и смешанного плавания. Морские С. бывают неограниченного и ограниченного плавания (с установлением района эксплуатации или допустимого расстояния от берега, порта-убежища). Категорией ледовых подкреплений определяются допустимый район и возможность плавания морских С. во льдах с ледоколом или без него. По конструктивному типу морские С. подразделяют на полнонаборные С., допускающие приём грузов до осадки, соответствующей минимальному надводному борту, и С. с избыточным надводным бортом; разновидность последних — шельтердечные суда. С. внутреннего плавания делят на 4 категории: для малых рек, больших рек, водохранилищ и крупных озёр, морских заливов. С. смешанного морского и внутреннего плавания сочетают прочность корпуса и мореходные качества, необходимые морским судам, с малой осадкой судов внутреннего плавания.
С. бывают самоходные (с механическим двигателем, парусные, гребные) и несамоходные(буксируемые). Самоходные С. по типу энергетической установки делят на атомные, дизельные (теплоходы), паротурбинные и газотурбинные (паро- и газотурбоходы), С. с паровой машиной (пароходы), С. с приводом гребного винта от электродвигателя — электроходы.
По принципу движения на воде различают С. плавающие (водоизмещающие), глиссирующие, на подводных крыльях и на воздушной подушке. С., способные погружаться для работы под водой, называются подводными, все остальные — надводными.
Историческая справка. В глубокой древности возникла необходимость преодолевать водные преграды и использовать реки, озёра, моря как охотничьи угодья и как удобные пути для передвижения и перевозки грузов. Вначале в качестве плавучих средств применялись древесные стволы и др. плавающие предметы. Первыми С., по-видимому, можно считать примитивные плоты из скрепленных друг с другом стволов или обломков деревьев. Связанные деревья не переворачивались в воде, на них можно было плавать достаточно долго и безопасно; плоты-катамараны из брёвен до сих пор используются во многих странах. В течение тысячелетий на озёрах Титикака и Чад, а также в Древнем Египте применялись плоты из камыша и папируса. В Ассирии для преодоления водных преград пользовались надутыми мешками из шкур животных (бурдюками); такие средства продолжают использоваться и в 20 в., например в Далмации (Югославия).
К каменному веку восходит искусство постройки лодок из древесных стволов, которые выдалбливали или выжигали изнутри и обтёсывали снаружи (челны-однодеревки). В сев. странах издавна применяются лёгкие и манёвренные челноки, изготовляемые из коры, на каркасе (наиболее известны берестяные каноэ индейцев Северной Америки) или из натянутых на каркас шкур (например, алеутские каяки). В Междуречье в 8 в. до н. э. были известны круглые лодки (корзины, обтянутые кожей или покрытые снаружи смолой); грузоподъёмность таких С. достигала 100 т. В Восточной Бенгалии делали круглые лодки — тигары из обожжённой глины.
Развивающееся судоходство требовало увеличения размеров С. На челны-однодеревки прилаживали по бокам один или несколько рядов досок, которые защищали от волн и увеличивали вместимость; так строились на территории Восточной Европы так называемые набойные лодьи (4 в.), насады (11 в.), казацкие чайки (16 в.), астраханские бударки (19 в.). Однако только конструирование С. 113 деревянных частей с отдельным каркасом (так называемом набором) и обшивкой позволило значительно увеличить их размеры; при этом стало возможным изменять форму корпуса и соотношения главных размерений. С., улучшая их мореходность. В Древнем Египте в 3-м тысячелетии до н. э. строили С. из пригнанных, проконопаченных и просмолённых по швам кусков дерева, образующих обшивку и набор.
С. финикийцев уже в 10 в. до н. э. имели основные элементы конструкции современных С. (киль, шпангоуты, штевни, наружную обшивку); деревянные внутренние крепления сделали ненужными обычные для египетских С. натяжные сооружения из канатов и балок, укрепляемые над палубой и вдоль бортов. Обшивка С. выполнялась из досок, сначала тёсаных, а затем пилёных. Отдельные части обшивки и деревянного набора скреплялись деревянными гвоздями, шипами, а впоследствии — медными и железными скобами и гвоздями.
Первые плавучие средства передвигались по течению или с помощью простейших судовых движителей — шестов н вёсел. Паруса были известны с 3-го тысячелетия до н. э., они изготовлялись из шкур, тростниковых циновок, деревянных планок. Долгое время паруса выполняли вспомогательную роль, их ставили только при попутном ветре, а при безветрии С. двигались и маневрировали с помощью вёсел. Вёсла на гребных судах располагали по всей длине С. в 1, 2 и 3 яруса (например, римские униремы, биремы, триремы), каждое весло обслуживало до 10 гребцов. В 7 в. появились универсальные гребные С. — галеры, а в 16 в. более крупные галеасы, на которых уже значительную роль играли паруса. Узкие и манёвренные гребные С. использовались ещё в 18 в., главным образом в качестве военных кораблей (см. Военно-морской флот, Гребной флот). На широких и вместительных грузовых С. более эффективным движителем был парус. Чисто парусные С. появились в 10—13 вв. в Средиземноморье, Скандинавии, Китае. С развитием техники управления парусами и лавирования С. получили возможность двигаться и против ветра, меняя галсы. Для управления гребными н парусными С. использовали широкие рулевые вёсла (с одного или обоих бортов) или одно рулевое весло в кормовой части, где впоследствии был установлен руль. С 12—13 вв. в Западной Европе строились пригодные для океанских плаваний нефы, каравеллы и другие парусные суда. Наивысшего развития парусные суда достигли во 2-й половине 19 в.; длина их составляла 90 м, ширина 15—17 м, грузоподъёмность 5 тысяч т, скорость 33 км/ч и более (см. также Парусный флот).
Для предохранения деревянной подводной части С. от разрушения финикийцы обшивали её металлом (свинцовыми пластинами), с начала 18 в. нижнюю часть корпуса покрывали тонкими медными листами. Предложения применять в судостроении железо вместо дерева относятся к середине 17 в., но только в 1787 англичанин Дж. Уилкинсон построил первое железное С. длиной. 21,5 м. Со 2-й половины 19 в. железо как судостроительный материал начало уступать место более прочной стали. Изготовление корпусов С. целиком из металла позволило увеличить их прочность н уменьшило относительную массу (по отношению к водоизмещению). Корпуса крупных стальных С. стали разделять на водонепроницаемые отсеки, устраивать двойное дно, что повысило их безопасность. Переход от клёпки к сварке ещё более повысил прочность, надёжность и долговечность С.
В 18 в. делались попытки использовать для движения С. энергию пара. Первый речной деревянный пароход "Клермонт" с паровой машиной в качестве главного судового двигателя и гребными колёсами по бортам был построен в 1807 в США Р. Фултоном. В России в 1815 регулярные рейсы между Кронштадтом и Петербургом стало совершать деревянное паровое С. "Елизавета". Колёсный пароход из железа "Вулкан" был спущен со стапелей в 1818 в Великобритании. В 1-й половине 19 в. на морских пароходах стали устанавливать гребные винты, которые на волнении оказались значительно эффективнее гребных колёс. На рубеже 19 и 20 вв. в качестве судовых двигателей начали использовать паровые турбины (в 1894 в Великобритании был построен турбоход "Турбиния") и двигатели внутреннего сгорания (в 1903 в России был спущен на воду дизель-электроход "Вандал"). К середине 20 в. появились С. с энергетическими установками, работающими на ядерном топливе (см. Атомный флот, Атомный ледокол "Ленин").
Устройство и типы С. Важнейшая характеристика С. — его эксплуатационные качества, которые численно выражают эксплуатационно-технические характеристики, или тактико-технические данные: скорость, район и дальность плавания, автономность, энерговооружённость, уровень автоматизации производственных процессов, надёжность, ремонтопригодность, обитаемость и другие, а для транспортных — также грузоподъёмность, грузо- и пассажировместимость, регистровая вместимость и приспособленность к грузовым операциям (для грузовых С.). Специфические свойства С. как плавучих сооружений — так называемые мореходные качества (плавучесть, остойчивость, качка, ходкость, управляемость, непотопляемость). Учёт этих свойств при создании С. связан с выполнением комплекса научно-исследовательского и конструкторских работ (обоснование технико-эксплуатационных требований, проектирование, модельные испытания).
При создании С. используются: теория проектирования С., теория корабля, строительная механика корабля, теория судовых механизмов и машин, технология постройки, экономика судостроительного производства, а также действующие правила постройки, определяемые классификационными обществами, и т. д. Обоснование и создание нового судна длится несколько лет.
Важнейшие технико-эксплуатационные характеристики С. определяются основными элементами: главными размерениями (длиной, шириной, высотой борта на середине длины С. и т. д.), дедвейтом, водоизмещением, типом и мощностью главных двигателей, вместимостью. Самоходное С. состоит из корпуса с надстройками и рубками, судовых устройств и систем, энергетической установки с движителями, навигационного оборудования, средств связи. Корпус судна разделяется палубами, поперечными и продольными переборками на отсеки, в которых располагают энергетические установки, трюмы, твиндеки и т.д. На морских С. междудонное пространство в корпусе используется для хранения топлива и пресной воды, а также водяного балласта. Корпуса С. изготовляются из стали, лёгких сплавов, дерева, железобетона, пластмасс и др. конструкционных материалов. Надстройки и рубки размещаются на верхней палубе и содержат каюты для экипажа и пассажиров, общественный, хозяйственные и служебные помещения.
В рубках (рулевой, штурманской и радиорубке) устанавливаются навигационное оборудование и судовые средства связи, сигнализации н управления, обеспечивающие безопасное плавание С., определение его местоположения, связь с берегом и т. д.
Внешняя форма и принципиальная компоновка определяют архитектурно-конструктивный тип С., в частности его характеризуют: форма носовых и кормовых обводов (см. Корма, Нос), размеры и расположение надстроек судовых и рубок, продольная погибь верхней палубы (седловатость), место расположения энергетической установки, число палуб и трюмов, число и размеры грузовых люков, бортовых, носовых и кормовых портов.
Судовые устройства и судовые системы обеспечивают безопасную эксплуатацию С. и сохранность перевозимых грузов, комфортабельные условия для экипажа и пассажиров. Энергетическая установка состоит из главных и вспомогательных механизмов и аппаратов и предназначена для обеспечения движения С., снабжения электроэнергией, паром, водой, сжатым воздухом судовых механизмов, устройств и систем, а также средств управления. Наибольшее распространение получили дизельные энергетические установки. Автоматизированные энергетические установки работают без постоянной вахты в машинном отделении; управление и контроль за работой ведётся дистанционно, в том числе из рулевой рубки. Основной тип применяемых на С. движителей — гребные винты.
Развитие С. идёт по пути их универсализации и специализации, причём специализация, например транспортного С., обусловливается не только видом перевозимого груза, но и технологией его перегрузки. Например, сухогрузные суда в целях сокращения времени и ликвидации ручного труда при погрузке и выгрузке, удобной укладки грузов строятся с большим раскрытием трюмов, с грузовыми устройствами или без них; С. универсального назначения — с 1—3 грузовыми люками по ширине С., с кранами грузоподъёмностью около 25—30 т. Широкое развитие получили С. для перевозки пакетов или контейнеров с унифицированными размерами — контейнеровозы, трейлерные суда и др. Принципиально новый вид транспортных С. — лихтеровозы, перевозящие лихтеры (плавучие контейнеры с одним трюмом грузоподъёмностью до 1000 т). Лихтеровозы бывают одно и трёхпалубные, двухкорпусные; снабжаются мощными грузоподъёмниками. Самые крупные из сухогрузных С. — С. для перевозки навалочных и насыпных грузов. Среди них универсальные навалочники и узкоспециализированные рудовозы, цементовозы, углевозы. Жидкие грузы наливом (нефть, жидкое топливо, смазочные масла, сжиженные газы и т. п.) перевозят в танкерах, наибольшие из которых по размерам превосходят все др. С.
Получают применение составные С. для транспортировки навалочных грузов, леса, нефти и др. в прибрежном и океанском плавании. Грузоподъёмность составных С. 5—50 тысяч т, скорость до 30 км/ч, мощность главных двигателей достигает 10 Мвт. Составное С. включает грузовую и энергетическую секции с жёстким или гибким счальным устройством. Грузовая секция — несамоходная баржа с якорным, швартовным, а иногда и грузовым устройством, балластно-осушительной системой; управление устройствами и системами — дистанционное (с энергетические секции).
Современные пассажирские С., игравшие до середины 20 в. большую роль в перевозке пассажиров на дальние расстояния (например, из Западной Европы в Австралию), используются главным образом для многодневных туристических. рейсов (круизов), кратковременных прогулок и местного сообщения. Туристические С. — комфортабельные и, как правило, крупные С., рассчитанные на несколько сотен пассажиров. С. местного сообщения отличаются быстроходностью, многие из них — суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке.
Повышение провозоспособности С. достигается в первую очередь увеличением их грузоподъёмности и скорости, обусловливаемым интенсификацией обработки судов в портах, снижением удельных эксплуатационных расходов и пр. Наиболее быстро растет грузоподъёмность С. для перевозки массовых грузов (нефти, сжиженных газов, руды, удобрений и др.), увеличение размеров танкеров и навалочных судов ограничивается глубинами в портах, каналах и проливах. Снижение энергозатрат обеспечивается совершенствованием обводов, движительно-рулевого комплекса и энергетической установки. Весьма интенсивный рост производительности грузовых операций обусловлен значительным повышением грузоподъёмности и скорости контейнеровозов, лихтеровозов и С. с горизонтальным способом грузовых операций. К 70-м гг. 20 в. для водоизмещающих судов почти достигнут рациональный предел скорости. Наибольшие перспективы роста скорости (до 100— 200 км/ч) у С. на подводных крыльях и воздушной подушке. Характеристики некоторых судов основных типов см. в таблице.
Характеристики основных типов судовНазвание
Флаг
Назначение
Водоизме-щение, m
Вместимость
Грузо-
подъём-ность, m
Главные размерения, м
Энергетическая установка
Скорость, км/ч
длина
шири-на
высота
борта
осадка
тип
Мощ-ность, Мвт
Сухогрузные суда"50 лет Советской власти" ..………..
"Волго-Дон"…….
"Сахалин" ..….….
"Николай Коперник" ………
"Перекоп" ..……..
"Николай Новиков" ………...
"Григорий Алексеев" .……… "Атлантик Сага"
"Маклейн" .……..
"Акадия Форест" "Зоя Космодемь-янская" …………
СССР
СССР
СССР
СССР
СССР
СССР
СССР
Шве-ция
США
США
СССР
Грузовое судно смешан-ного плавания
Речное сухогрузное судно
Морской железнодорож-ный паром
Морское рефрижератор-ное судно
Сухогрузное судно
универсального назна-чения
Морской лесовоз- пакетовоз
Морской щеповоз Морское судно с гори-зонтальным способом грузовых операций Морской контейнеровоз
Морской лихтеровоз
Морской навалочник
4100
6755
7740
10710
18030
19730
23300 27600
50550
60000
62850
4297 м3
6370 м3
26 грузовых вагонов
8160 м3
18200 м3
17210 м3
40000 м3
45760 м3
1940 контей-неров длиной 6,1м
83 лихтера
62900 м3
2700
5300
2000
4165
11680
9580
15700
14000
16140
28000
47240
110,5
135
116,4
139,8
140
140
158
183
267,6
234
201
13
16,5
19,5
18
20,6
21
24,6 27,43
32,2
32,5
31,8
5,5
5,5
8,8
11,5
12,3
11,6
16,4 19,3
20,9
18,3
16,8
3,5
3,5
6,2
7,8
9,1
8,5
7,9
9,04
10,4
11,25
11,7
Дизельная
"
Дизель-электри-ческая Дизельная
"
"
"
"
Паротур-бинная
Дизельная
"
0,97
1,47
11,47
9,72
5,51
7,06
6,1 14,57
88,2
19
11,17
19,8
21
30,5
37
28,7
28,3
27,8 38,4
61,1
37 27,6
Наливные суда
"Волго-нефть" …
"Маршал Буден-ный" ……………..
"Крым" ...………..
"Глобтик Токио"
СССР
СССР
СССР
Вели-кобри-тания
Речной танкер
Морской навалочник-танкер
Морской танкер
Морской танкер
6400
127260
181200
555000
—
102375 м3
183000 м3
585000 м3
5300
99650
143500
483600
128,6
236
277
360
16,5
38,7
45
62
5,5
22
25,4
36
3,52
16
17
28
Дизельная
"
Паротур-бинная
"
1,47
17
22,05
33,1
19,5
27,8
31,5
28,9
Пассажирские суда
"Чайка" ..……….
"Комета" ..……..
"Советский Союз"
"Сонг оф Норвей"
"Белоруссия" ….
"Иван Франко" ...
СССР
СССР
СССР
Норве-гия
СССР
СССР
Морское пассажирское судно на воздушной подушке
Морское пассажирское судно на подводных крыльях
Речное пассажирское судно
Круизное пассажирское судно
Морской автомобильно-пассажирский паром
Морское пассажирское судно
39,3
58,3
2385
11800
15100
19600
80 пассажи-ров
118 пассажи-ров
468 каютных пассажиров
870 каютных пассажиров
500 каютных пассажиров и 250 легковых автомобилей
750 каютных пассажиров
—
—
1200
—
600
1837
23,5
35,1
116
137,3
134
155
6
9,6
12,4
24
21,8
23,6
2,2
7,8
5
14,2
16,3
13,5
1,13/0,6
3,2/ 1,4
2,3
6,3
6,5
8,47
Дизельная
"
"
"
"
"
0,88
1,76
1,98
13,2
13,25
15,4
55,5
59,2
26
38,9
38,9
37,6
Суда различного назначения
"Север" ...……….
"Богатырь" ..…….
"Профессор Щёголев" ………. "Академик Сергей Королев" ……….
"Арктика" ……….
СССР
СССР
СССР
СССР
СССР
Рыболовный траулер
Морской самоходный плавучий кран
Учебное судно
Научно-исследователь-ское судно
Полярный ледокол
2520
3195
10000
21465
23440
1040 м3
—
176 курсан-тов
—
—
435
300
5700
—
—
64
54,7
112
167
136
13,1
25,2
17
25
28
8,2
4,5
—
13,2
17,2
5,0
2,78
7,36
7,9
11
Дизель-электри-ческая Дизельная
"
"
Атомная
2,1
1,4
3,68
8,83
55,1
24,6
10,2
27,8
32,4
33,3
Лит.: Рябчиков П. А., Морские суда, М., 1959: Шершов А. П., К истории военного кораблестроения, М.—Л., 1952.
Э. Г. Логвинович, Л. Г. Соколов.
Правовые вопросы. В современном международном праве установился принцип свободы мореплавания в открытом море. Каждое С. должно плавать под флагом какого-либо государства, подтверждающим его национальность и указывающим, законам какого государства оно подчиняется. Условия предоставления права плавания под своим флагом, регистрации судов и др. организационные вопросы устанавливаются национальным законодательством каждой страны.
Советское законодательство рассматривает С. как соответствующим образом организованную и управляемую производств. единицу (то есть коллектив людей, возглавляемый капитаном). Все советские С. находятся в собственности либо государства, либо колхозов и иных общественных организаций. В личной собственности граждан могут находиться суда вместимостью не более 10 регистровых т (прогулочные катера и т. д.). На С., находящиеся в собственности государства, не может налагаться арест, обращаться взыскание, в том числе в связи с исполнением судебных решений, без согласия Совет Министров СССР. Все советские С. плавают под флагом СССР. Предварительно они должны быть зарегистрированы в регистре СССР и быть приписаны к определённому морскому торговому или рыбному порту. Каждое С. должно иметь судовые документы: мерительное свидетельство, свидетельство о праве собственности, свидетельство на право плавания под флагом СССР, свидетельство о годности к плаванию и др. Перечень документов определяется рядом международных конвенций, участником которых является СССР. Каждому С. регистр СССР присваивает определённый класс, что подтверждается специальным классификационным свидетельством (см. Классификационное общество).
При нахождении в открытом море и в территориальных водах и портах иностранных государств С., плавающие под флагом СССР, рассматриваются как часть территории СССР (так называемая плавучая территория), пользуются иммунитетом как имущество советского государства, которое согласно принципам современного международного права не может быть подвергнуто отчуждению, аресту, задержано без согласия СССР. См. также Иммунитет государства, Морское право.