Примеры статей
Клеевое соединение
Клеевое соединение, неразъёмное соединение деталей машин, строительных конструкций, мебели, изделий лёгкой промышленности и др., осуществляемое с помощью клея. К. с. позволяет скреплять различные, в…
Балка в технике
Балка (от голл. balk) в технике, конструктивный элемент, обычно в виде бруса, работающий главным образом на изгиб. Б. широко применяют в строительстве и машиностроении: в конструкциях зданий, мостов…
Рама (в технике)
Рама в технике, стержневая система, элементы которой (стойки, ригели, подкосы) во всех или в некоторых узлах жестко соединены между собой. Р. служат в основном несущими конструкциями зданий, мостов…
Арка
Арка (от лат. arcus - дуга, изгиб) в архитектуре, криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами - столбами, колоннами, пилонами и т. п. В зависимости от размера пролёта…
Ферма (технич.)
Ферма (франц. ferme, от лат. firmus - крепкий, прочный), несущая конструкция, состоящая из прямолинейных стержней, узловые соединения которых при расчёте условно принимаются шарнирными. Ф. применяют…
Панель
Панель (нем. Paneel), 1) крупноразмерный плоскостной элемент строительной конструкции заводского изготовления. В современном сборном строительстве П. широко применяются при возведении зданий и…
Пневматические строительные конструкции
Пневматические строительные конструкции, мягкие оболочки, во внутренний замкнутый объём которых воздухонагнетательными установками (вентиляторами, воздуходувками, компрессорами) подаётся атмосферный…
Деревянные конструкции
Деревянные конструкции, строительные конструкции, изготовленные из древесины: Д. к. в виде стержневых систем могут иметь металлические, обычно растянутые, элементы (нижний пояс, раскосы, затяжки у…
Клеёные конструкции
Клеёные конструкции, конструкции, состоящие из элементов, образованных склеиванием и сопрягаемых между собой с помощью клеевых соединений или соединений др. типа. По назначению различают К. к. строительные, судовые (корпуса катеров, шлюпок и др. судов), авиационные (фюзеляжи вертолётов, некоторых видов самолётов) и др. Современные синтетические клеи дают возможность соединения разнородных материалов (например, дерева и металла, бетона и металла и т.п.), применяемых для создания К. к. Наибольшее распространение получили строительные К. к. — несущие и ограждающие. Несущие К. к. (как правило, деревянные и фанерные) применяют различных форм — балки, рамы, арки, фермы. Ограждающие К. к., совмещающие функции несущих и изолирующих элементов стены и покрытия здания, обычно выполняют в виде слоистых панелей с наружными обшивками из прочного листового материала, склеенного с внутренними ребрами или со средним слоем из материала малой плотности. В качестве обшивок используют алюминий, фанеру, асбестоцемент, армированные стекловолокном пластики на синтетическом связующем (фенольном, полиэфирном, эпоксидном). Средний слой может быть сплошным из пенопласта (полистирольного, фенольного, полиуретанового, поливинилхлоридного) или сотообразной (обычно шестигранной) формы из бумаги, проклеенной синтетической смолой, картона и т.п.
Разновидностью К. к. являются оболочки из синтетических тканей на клеевых соединениях, применяемые в качестве покрытий временных сооружений (например, складов зерна) или укрытий от атмосферных влияний при производстве строительных работ (см. Пневматические конструкции).
Дальнейшее совершенствование К. к. связано с повышением их показателей прочности, теплостойкости и долговечности в различных климатических районах, особенно на Крайнем Севере, где несущие и ограждающие К. к. весьма эффективны благодаря их малой массе, повышенной жёсткости и транспортабельности. См. также Деревянные конструкции.
Ю. М. Иванов.