Примеры статей
Шлюпка
Шлюпка (от голл. sloep), беспалубное деревянное, металлическое или пластмассовое судно. Ш. бывают гребные и самоходные (с двигателем внутреннего сгорания). Большинство гребных Ш. имеют также парусное…
Лодка
Лодка, малое речное гребное судно. Иногда Л. имеет парус или двигатель (моторная Л.). В современном водном транспорте Л. служат лишь для промысловых, спортивных и др. целей. В военно-морском флоте Л…
Академические суда
Академические суда, наиболее совершенные особо лёгкие, узкие и длинные гребные лодки. Различают А. с. учебные (тренировочные) типа клинкер и гоночные типа скиф. В каждом из этих типов имеются парные…
Гондола (лодка)
Гондола (итал. gondola), одновесельная плоскодонная лодка с поднятыми фигурными оконечностями, распространённая главным образом в Венеции (упоминается в источниках с конца 11 в.). Длина в среднем 10 м…
Байдарка
Байдарка, каяк, узкая лёгкая лодка без уключин, для водного спорта и туризма. Гребля осуществляется двухлопастным веслом, управление - рулём, который поворачивается ногами. Каркасы спортивных и…
Каноэ
Каноэ (англ. canoe, от исп. canoa - челнок; заимствование из языка карибских индейцев), 1) лодка у многих индейских племён Северной Америки. К. либо изготовлялись из целого ствола дерева (путём…
Судно
Судно, корабль, плавучее сооружение, предназначенное для выполнения определённых хозяйственных и военных задач, научных исследований, водного спорта и др. Классификация С. По назначению различают С…
Гребное судно
Гребное судно, судно, приводимое в движение вёслами. Г. с. бывают с уключинами (упорами для вёсел) и без уключин. Уключины располагаются на бортах (шлюпки, лодки различных типов), на кронштейнах за бортом (академические суда) или в корме (гондолы),Г. с. без уключин — байдарки, каноэ.Г. с. могут иметь парус (паруса) или подвесной мотор.
Известны речные и морские Г. с. Древнего Вавилона, Ассирии, Египта. Остатки Г. с. 5000-летней давности найдены на севере СССР. Г. с. служили для торговли, военных походов, увеселительных прогулок; нередко отличались большой инженерной сложностью. Сохранилось описание построенного при египетском правителе Птолемее IV Филопаторе плоскодонного Г. с. длиной более 100 м, на котором помещалось около 3000 воинов; приводили его в движение 4000 гребцов, располагавшихся в 40 рядов. В античный период строились многочисленные морские Г. с., значительные по размерам (длина 40—45 м и более, грузоподъёмностью до 300 т), с одним или несколькими рядами вёсел по высоте; многие Г. с. несли вспомогательные паруса. Необходимость размещения большого количества гребцов и припасов для них, затруднённость гребли на волнении, низкие скорости (в среднем 5—7 км/ч в тихую погоду), изнурительная тяжесть труда гребцов привели к вытеснению ко 2-й половине 18 в. Г. с. парусными, в первую очередь на морских перевозках. Современные морские и речные Г. с. — в основном спортивные, а также мелкие промысловые, транспортные, спасательные и др. См. также Судно.
Э. Г. Логвинович.