Примеры статей
Псалмодия
Псалмодия (греч. psalmodia, от psalmos - псалом и ode - песнь, пение), в раннем русском осмогласии своеобразный способ исполнения псалмов в виде спокойной мелодической декламации в среднем регистре…
Мотет
Мотет (франц. motet, уменьшительное от mot - слово, изречение, заповедь), жанр многоголосной вокальной музыки. Возник в 12 в. во Франции. Первоначально М. представлял собой двухголосное музыкальное…
Протестантский хорал
Протестантский хорал (нем. evangelisches Kirchenlied, буквально - евангелическая церковная песня), духовное песнопение на немецкий текст, связанное с протестантским культом (см. Протестантизм). П. х…
"Страсти"
"Страсти", пассион (нем. Passion, от лат. passio — страдание), музыкальное произведение на евангельский текст о предательстве Иуды, пленении и казни Иисуса. "С." введены в католический обиход в 4 в., они приурочивались к предпасхальной, т. н. страстной неделе. Первоначально исполнялись в псалмодической манере (см. Псалмодия), с 14 в. господствовал тип "С.", основанный на диалоге солиста (дьякона) и хора. Постепенно обособлялись и партии участников драмы. В 16 в. возник "мотетный" полифонический тип "С." (см. Мотет), появились и протестантские "С." с текстом на немецком языке и с широким привлечением протестантского хорала. Параллельно с церковными развивались и народные инсценировки "С.", где в драму привносились жанрово-бытовые моменты. В начале 18 в. утвердился ораторнальный тип "С.". Такие "С.", позднее утратившие культовое значение, исполняются в концертах. Выдающиеся образцы жанра ораториальных "С." — "Страсти по Иоанну" и "Страсти по Матфею" И. С. Баха.
Лит.: Друскин М., Пассионы И. С. Баха, Л., 1972.