Также "по теме"
Хищные птицы
Хищные птицы, дневные хищные птицы (Falconiformes), отряд птиц. Длина тела от 16,5 (карликовые соколы) до 112 см (грифы). Клюв загнут крючком, основание надклювья покрыто кожицей ("восковицей"). Когти…
Информации научной и технической институт
Информации научной и технической институт Всесоюзный (ВИНИТИ), информационный орган и научно-исследовательское учреждение Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике и АН СССР…
Виадук
Виадук (франц. viaduc, от лат. via — дорога, путь и duco — веду), мостовое сооружение, как правило, большой протяжённости и на высоких опорах при пересечении дороги с оврагами, ущельями, болотистыми долинами рек и т.д. В. строятся иногда вместо высоких насыпей, если возведение последних экономически невыгодно или технически нецелесообразно, например, вследствие слабости грунта основания. Постепенное нарастание высоты опор (а в некоторых видах В. и размера пролётов в наиболее высокой части) отличает В. от эстакады, имеющей обычно незначительное изменение высоты опор и одинаковые размеры пролётов. В. бывают каменными, металлическими, бетонными, железобетонными, главным образом многопролётной арочной, реже балочной, конструкции. В. были известны уже в Древнем Риме, где возводились по системе арок, выложенных из крупных каменных блоков, придававших В. характерное для утилитарных римских построек выражение суровой мощи. С конца 19 в. каменные В. вытеснены металлическими и железобетонными. Конструктивные возможности этих материалов и разработка научной теории мостостроения позволили значительно снизить объём и массу основных частей сооружения и повлияли на возникновение современных В., в которых архитектурный образ основан на эмоциональной выразительности подчинённых инженерной логике и пластически осмысленных обнажённых конструкций (железобетонный В. в г. Ножан на Марне, Франция; железобетонный В. Польчевера в Генуе, 1961, инженер Р. Моранди).
Лит.: Надеждин Б. М., Мосты и путепроводы в городах, М., 1964.