Примеры статей
Естественное право
Естественное право, одно из широко распространённых понятий политической и правовой мысли, обозначающее совокупность или свод принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой…
Обычай
Обычай, унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Термин "О." часто отождествляется с…
Савиньи Фридрих Карл фон
Савиньи (Savigny) Фридрих Карл фон (21.2.1779, Франкфурт-на-Майне, - 25.10.1861, Берлин), немецкий юрист, профессор Берлинского университета (1810-42), прусский министр по реформе законодательства (…
Пухта Георг Фридрих
Пухта (Puchta) Георг Фридрих (31.8.1798, Кадольцбург, - 8.1.1846, Берлин), немецкий юрист, последователь Ф. Савиньи, представитель исторической школы права. Преподавал право в университетах Германии…
Эйхгорн Карл Фридрих
Эйхгорн, Эйххорн (Eichhorn) Карл Фридрих (20.11.1781, Йена, - 4.7.1854, Кёльн), немецкий юрист, историк права, один из главных представителей исторической школы права. Профессор во Франкфурте-на-Одере…
Римское право
Римскоеправо, наиболее развитая система рабовладельческого права, сложившаяся в крупнейшем государстве античности - Древнем Риме. Закрепляло классовые интересы рабовладельцев и эксплуатацию рабов…
Германия
Германия (лат. Germania, от германцы, нем. Deutschland, буквально - страна немцев, от Deutsche - немец и Land - страна), государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй…
Историческая школа права
Историческая школа права, одно из течений в науке права 1-й половины 19 в. Было особенно влиятельно в Германии. В отличие от доктрины естественного права, являвшейся идеологическим оружием революционной буржуазии, И. ш. п. выступала в защиту феодальных порядков, против преобразования существующих отношений с помощью нового законодательства. Важнейшим источником права был объявлен обычай, кодификация отвергалась, а право изображалось как результат постепенного развития "народного духа"; развитие права сравнивалось с развитием языка. Сторонники И. ш. п. Г. Гуго (1764—1844) и Ф. Ю. Штоль (1802—1855) оправдывали сохранение феодальных правовых институтов, выступали против кодификации права в Германии. В значительной мере позиции И. ш. п. в Германии были проявлением националистической реакции на кодификацию права, проведенную во Франции и закрепившую завоевания буржуазной революции. Критикуя И. ш. п. за апологетику феодальных порядков и консерватизм, К. Маркс в статье "К критике гегелевской философии права. Введение" писал, что это — "школа, которая подлость сегодняшнего дня оправдывает подлостью вчерашнего, которая объявляет мятежным всякий крик крепостных против кнута, если только этот кнут — старый, унаследованный, исторический…" (Маркс К. и Энгель Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 416).
Основателем И. ш. п. был Г. Гюго, однако широкое распространение она получает после опубликования в 1814 брошюры Ф. К. Савиньи "О призвании нашего времени к законодательству и правоведению". В своей работе Савиньи писал о несвоевременности кодификации права в Германии. С 1815 начал издаваться журнал "Zeitschrift für geschichtliche Rechtswissenschaft" (выходил с 1850), также способствовавший популяризации идей И. ш. п. Последователями Савиньи были Г. Ф. Пухта, К. Ф. Эйхгорн и др.
Представители И. ш. п. считали, что право в своем развитии проходит три стадии: стадию спонтанного, неосознанного возникновения норм обычного права в недрах народа через развитие "национального духа"; стадию права, излагаемого учеными юристами, совершенствующими позитивное право применительно к усложнившимся общественным отношениям; стадию кодифицированного права, представляющего объединение обычного права и права юристов. Законодательство может лишь дополнить, но не изменить действующее право. Они считали, что в 19 в. выразителями национальных чувств в области права были юристы, желавшие применять римское право, поэтому главной задачей юриспруденции является изучение "чистого римского права" в целях более широкого его применения в Германии. В этом смысле позиция И. ш. п. в какой-то мере отвечала устремлениям развивавшейся немецкой буржуазии, т. к. римское право соответствовало потребностям капиталистического товарооборота. В последующем И. ш. п. разделилась на два крыла: националистическое "германистов" и буржуазно-либеральное "пандектистов" (см. также Германия, раздел Юридическая наука).
Ряд положений И. ш. п., в особенности её учение о первенстве обычая перед законом, оказали влияние на формирование социалистического направления в буржуазной юриспруденции. Реакционно-националистические взгляды её представителей были широко использованы немецкими фашистами.
П. С. Грацианский.