Также "по теме"
Пион
Пион, пеон (Paeonia), род многолетних травянистых растений, реже кустарников или полукустарников семейства лютиковых (часто выделяют в монотипное семейство пионовых). У травянистых П. почти…
Куса
Куса, город, центр Кусинского района Челябинской области РСФСР. Расположен при впадении р. Куса в р. Ай (приток р. Уфа), в 187 км к З. от Челябинска. Ж.-д. станция на линии Дружинино - Бердяуш. 22…
Средневековые лады
Средневековые лады, церковные лады, наименование восьми (на исходе эпохи Возрождения — двенадцати) ладов, лежащих в основе профессиональной (главным образом церковной) музыки западно-европейского средневековья. С. л. использовались и в многоголосной музыке Возрождения. Для обозначения С. л. первоначально служил порядковый номер пары С. л., объединявшей главный автентический лад и производный плагальный, затем порядковый номер каждого из С. л.; использовались лишь названия древнегреческих ладов, однако отнесённые уже к другим звукорядам:
Основные категории С. л. — финалис (конечный тон), амбитус (объём звукоряда) и (в мелодиях, связанных с псалмодированием) реперкусса (тон повторения, псалмодирования, в нотных примерах обозначен белой нотой в середине звукоряда). Каждый из С. л. обладал своими характерными мелодическими формулами-попевками. Пример мелодии в одном из С. л.:
В светской и народной музыке средневековья (и Возрождения), по-видимому, существовали и др. лады, однако они игнорировались музыкальной теорией, находившейся в руках церкви. Лишь в середине 16 в. в систему С. л. были включены ещё четыре лада:
Каждому из С. л. приписывался свой характер выразительности.
Ю. Н. Холопов.