Примеры статей
Порог болевого ощущения
Порог болевого ощущения слуховой, величина звукового давления, при которой в ухе возникает ощущение боли. Болевым ощущением часто определяют верхнюю границу динамического диапазона слышимости человека…
Строй (музык.)
Строй музыкальный, математическое выражение определённой системы звуковысотных отношений. Тот или иной С. характеризует звукоряд в виде совокупности чисел (целых или дробей), каждое из которых…
Динамика (в музыке)
Динамика в музыке, совокупность явлений, связанных с применением различных степеней силы звучания, громкости. Основные градации силы звучания: piano (в нотах сокращённо р) - тихо, слабо и forte (f) -…
Ритмическое деление
Ритмическое деление, деление музыкальной длительности (временной доли) на равные части. В основе Р. д. - деление на две части: целой ноты на две половинные, половинной на две четвертные, четвертной на…
Инструментовка (в музыке)
Инструментовка, изложение музыкального произведения для какого-либо инструментального состава - от камерного ансамбля до симфонического оркестра. В широком смысле слова говорят и об И. для вокального…
Звук музыкальный
Звук музыкальный, может иметь высоту основного тона от до субконтроктавы до до — ре пятой октавы (от 16 до 4000—4500 гц). Громкость его не может превышать порога болевого ощущения. По длительности и по тембру З. м. очень разнообразны. З. м. организуются в музыкальную систему. Так, в каждой октаве обычно используются лишь 12 звуков, отстоящих на полутон друг от друга (см. Строй).Динамические оттенки подчинены шкале громкостей (пианиссимо, пиано, меццо-пиано, меццофорте, форте, фортиссимо и т.п.), не имеющей абсолютных значений (см. Динамика в музыке). В наиболее употребительной шкале длительностей соседние звуки находятся в отношении 1:2 (восьмые так относятся к четвертям, как четверти к половинам, и т.п., см. Ритмическое деление). Тембр звука, определяющийся главным образом присутствием в нём обертонов, зависит от его источника (голос, тот или иной инструмент и т.п.). В музыке применяются многообразные тембры и их сочетания (см. Инструментовка).
Лит.: Музыкальная акустика, 2 изд., М., 1954; Мутли А. Ф., Звук и слух, в сборнике: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; Stumpf К., Tonpsychologie, Bd 1—2, Lpz., 1883—90; Handschin J., Der Toncharakter, Z.,[1948].
Ю. Н. Рагс.