Примеры статей
Универсалии
Универсалии (от лат. universalis - общий), термин средневековой философии, обозначающий общие понятия (или идеи). В споре об У. (10-14 вв.), выясняющем онтологический статус общих понятий (т. е…
Реализм (философ.)
Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действительный), идеалистическое философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных…
Концептуализм
Концептуализм (от лат. сопсерtus - мысль, понятие), термин, используемый для обозначения философских направлений, занимающих промежуточное положение между средневековым реализмом и номинализмом в…
Античность
Античность, термин, восходящий к лат. antiquitas - древность, старина; в широком смысле слова он вполне равнозначен русскому "древность", чаще имеет особое употребление - в том же значении "древность"…
Антисфен
Антисфен из Афин (Antisthenes) (родился около 435 - умер 370 до н. э.), древнегреческий философ, основатель школы киников. Ученик софиста Горгия и Сократа, после смерти которого открыл собственную…
Диоген Синопский
Диоген Синопский (Diogenes Sinopeus) (около 404-323 до н. э.), древнегреческий философ, ученик основателя школы киников Антисфена, развивший его учение в направлении наивного материализма. Д. С…
Росцелин Иоанн
Росцелин (Roscellinus, Roscelin) Иоанн (около 1050, Компьень, - около 1120), французский средневековый философ и теолог, представитель крайнего номинализма. Преподавал "свободные искусства" в Компьене…
Оккам Уильям
Оккам (Ockham, Occam) Уильям (около 1285, Оккам, графство Суррей, - 1349, Мюнхен), английский философ, логик и церковно-политический писатель, представитель поздней схоластики. Монах-францисканец…
Буридан Жан
Буридан (Buridan) Жан [р. около 1300, Бетюн (Артуа), - умер около 1358], французский философ, представитель номинализма. С 1328 преподавал в Парижском университете. Содействовал распространению во…
Валла Лоренцо
Валла (Valla) Лоренцо (1405 или 1407, Рим, - 1.8.1457, там же), итальянский гуманист. С 1448 секретарь при папском дворе. Доказал подложность "Константинова дара", явившись, таким образом, одним из…
Вивес Хуан Луис
Вивес (Vives) Хуан Луис (6.3.1492, Валенсия, - 6.5.1540, Брюгге), испанский философ, гуманист и педагог. Профессор в университетах Лувена и Оксфорда. Автор около 60 работ на латинском языке. Был в…
Гоббс Томас
Гоббс (Hobbes) Томас (5.4.1588, Малмсбери, - 4.12.1679, Хардуик), английский философ-материалист. Родился в семье приходского священника. Окончив Оксфордский университет (1608), поступил гувернёром в…
Локк Джон
Локк (Locke) Джон (29.8.1632, Рингтон, - 28.10.1704, Отс), английский философ-просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма…
Беркли Джордж
Беркли (Berkeley) Джордж (12.3.1685, близ Килкенни, Ирландия, - 14.1.1753, Оксфорд), английский философ, представитель субъективного идеализма. Родился в английской дворянской семье. Учился в…
Юм Дейвид
Юм (Hume) Дейвид (7.5.1711, Эдинбург, Шотландия, - 25.8.1776, там же), английский философ, историк, экономист и публицист. Сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма; предшественник…
Верификация
Верификация (позднелат. verificatio - доказательство, подтверждение, от лат. verus - истинный и facio - делаю) эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путём "возвращения" к наглядному…
Основания математики
Основания математики, совокупность понятий, концепций и методов, с помощью которых строятся различные математические дисциплины, а также комплекс математических и философских теорий и направлений…
Множеств теория
Множеств теория, учение об общих свойствах множеств, преимущественно бесконечных. Понятие множества, или совокупности, принадлежит к числу простейших математических понятий; оно не определяется, но…
Абстракции принцип
Абстракции принцип, логический принцип, лежащий в основе определений через абстракцию: любое отношение типа равенства, определённое на некотором исходном множестве элементов, разбивает (делит…
Формальная система
Формальная система, неинтерпретированное исчисление, класс выражений (формул) которого задаётся обычно индуктивно - посредством задания исходных ("элементарных", или "атомарных") формул и правил…
Имя (в языкознании)
Имя в языкознании, общее название для существительных, прилагательных, числительных и иногда для местоимений, имеющих (в русском и некоторых других индоевропейских языках) грамматические категории…
Дескрипция
Дескрипция (от лат. descriptio - описание), логико-лингвистический термин, обозначающий специальные конструкции, играющие в формальных языках роль дополнительных (по сравнению с исходным словарём)…
Логика предикатов
Логика предикатов, раздел математической логики, изучающий логические законы, общие для любой области объектов исследования (содержащей хоть один объект) с заданными на этих объектах предикатами (т. е…
Номинализм
Номинализм (лат. nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя), философское учение, согласно которому имена свойств, классов и отношений не являются собственными именами, т.е. именами отдельных единичных "сущностей" — реальных или идеальных, а суть только общие имена, своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена единичных сущностей (например, вместо имени "человек" — имена "Петр", "Павел", "Анна", "Мария" и пр.). Иначе говоря, общие имена применяются не к классу вещей "как целому", а порознь к каждой отдельной вещи из некоторой совокупности (множественности), которую называют классом, но которую нельзя понимать как вещь или субстанцию: классы не существуют как вещи, а только как мысленные образы или абстракции. В силу применимости ко многим отдельным вещам имена свойств, классов и отношений называют ещё иначе универсалиями. Универсалии, согласно Н., — это имена имён, а не сущности (как для схоластического реализма) или понятия (как для концептуализма): "...если мы говорим, что живое существо, камень, дух или что-нибудь другое суть универсалии, то это следует понимать не так, будто человек или камень — универсалии, а лишь так, что соответствующие слова (живое существо, камень и т.д.) — универсалии, т. е. имена, общие многим вещам: представления же (conceptus), соответствующие этим вещам в нашем уме, только образы и призраки (imagines et phantasmata) различных живых существ и других вещей" (Гоббс Т., Избр. произведения, т. 1, М., 1964, с. 66).
Истоки Н. восходят к античности. Его первые представители в ранней античности — Антисфен и Диоген Синопский, противники "мира идей" Платона, положившие номиналистическую точку зрения в основу этики; в поздней — Марциан Капелла, номиналистически излагавший логику. В раннее средневековье Н. (тогда, собственно, и появились термины "Н." и "номиналисты") выделяется как реакция на рационалистический мистицизм неоплатоников. Номиналистическая интерпретация некоторых теологических догматов (Беренгаром Турским, Росцелином) вызвала недовольство церкви — Н. был осужден Суассонским собором (1092). Однако это не остановило филиации номиналистических идей, продолжавшейся в позднее средневековье в области философской антропологии (Генрих Гентский), психологии (А. де Серешаль), логики (Петр Испанский, У. Оккам, Ж. Буридан). Тогда же Н. начал конституироваться как философия отделяющейся от схоластики опытной науки (Николай из Отрекура, Николай Орем). По словам В. И. Ленина, в борьбе средневековых номиналистов и реалистов есть аналогии с борьбой материалистов и идеалистов (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 25, с. 37). В эпоху Возрождения с её обращением к опыту, в противовес схоластическим абстракциям, Н. находит многих сторонников (Л. Валла, Х. Вивес, Низолий). В новое время он переходит преимущественно уже в форме сенсуализма: Т. Гоббс, Дж. Локк и французские материалисты — с одной стороны, Дж. Беркли и Д. Юм — с другой. Именно в этот период закладываются основы той семиотической доктрины, которая характерна для современного Н.: значение абстракции не является контекстно свободным; на абстракции следует смотреть как на "символические фикции" — термины, смысл которых определяется контекстом, а употребление служит своего рода сокращающим приёмом для формулировки вполне осмысленных утверждений о реальных объектах, особенно в тех случаях, когда этих объектов бесконечно много. Удобное для выражения определённых фактов правильное употребление абстракций должно быть обусловлено умением исключать их из любого контекста, доказывая их непротиворечивость разысканием подходящей эмпирической модели (см. Верификация).
Идея исключения абстракций стала одной из центральных идей современного математического Н. — особой точки зрения на основания математики, возникшей в начала 20 в. в Польше (С. Лешневский, Л. Хвистек, Т. Котарбиньский, А. Тарский и др.), США (Н. Гудмен, У. Куайн, Л. Генкин, Р. Мартин) и в др. странах в ответ на известное возрождение платонизма в концепциях множеств теории, в особенности на ничем не ограниченное введение абстракций как сущностей (см. Абстракции принцип), которое ведёт к парадоксам. Математические номиналисты предприняли ряд попыток построить математику без парадоксов, основываясь на идее использования формальных систем (формальных языков), в терминах которых удаётся выразить многие абстракции математики и таким образом исключить их, заменив соответствующей "языковой моделью". Логика, лежащая в основе этих систем, понимается при этом в духе номиналистической традиции: существуют ("первично", "сами по себе", вне мышления и речи) только чувственно воспринимаемые индивиды, и только они (их собственные имена или дескрипции) могут быть значениями предметных переменных логического языка, образуя истинный "универсум рассуждения" (предметную область) любой научной теории. Поэтому единственной приемлемой с точки зрения Н. логикой является узкое исчисление предикатов (см. Логика предикатов). Номиналистическая программа в известной мере обосновывается теоремой Крейга об устранимости абстрактных терминов из языка любой научной теории (см. Craig W., On axiomatizability wihin a system, "The Journal of Symbolic Logic", 1953, v. 18), однако полная практическая реализация этой программы представляется неосуществимой.
Лит.: История философии, т. 1, М., 1957; Рвачёв Л. А., Математика и семантика. Номинализм как интерпретация математики, К., 1966; Яновская С. А., Проблемы введения и исключения абстракций более высоких (чем первый) порядков, в кн.: Проблема знака и значения, М., 1969; Ледников Е. Е., Критический анализ номиналистических и платонистских тенденций в современной логике, К., 1973; Beth Е. W., L'existence en mathématiques, P. — Louvain, 1956; Carré М., Realists and nominalists, Oxf., 1961; Philosophy of mathematics, Oxf., 1964.
М. М. Новосёлов.