Примеры статей
Филология
Филология (греч. philologia, буквально - любовь к слову), содружество гуманитарных дисциплин - лингвистической, литературоведческой, исторической и др., изучающих историю и выясняющих сущность…
Литературоведение
Литературоведение, наука о художественной литературе, её происхождении, сущности и развитии. Предмет и дисциплины литературоведения. Современное Л. представляет собой очень сложную и подвижную систему…
Языкознание
Языкознание, лингвистика, языковедение, наука о языке. Объектом Я. является строение, функционирование и историческое развитие языка, язык во всём объёме его свойств и функций. Однако в качестве…
Братские школы
Братские школы, учебные заведения, существовавшие в Центральной и Восточной. Европе в 16-18 вв.; создавались религиозно-национальными и просветительскими организациями - братствами. Наибольшую…
Тривиум
Тривиум (лат. trivium, буквально - перекрёсток трёх дорог, от tres - три и via - путь, дорога), три гуманитарные науки - грамматика, риторика и диалектика, составлявшие в средние века первый и главный…
Риторика
Риторика, реторика (греч. rhetorike), наука об ораторском искусстве и шире - о художественной прозе вообще. Возникла в Греции в 5 в. до н. э., сложилась в систему в 3-2 вв., в Риме с 1 в. до н. э…
Московский университет
Московский университет государственный им. М. В. Ломоносова (МГУ), крупнейший вуз СССР, один из центров мировой науки. Основан по замыслу и плану М. В. Ломоносова указом императрицы Елизаветы Петровны…
Киево-Могилянская академия
Киево-Могилянская академия (коллегия), первое высшее учебное заведение на Украине, созданное в 1632 путём объединения братской школы Киево-Богоявленского братства (существовавшей с 1615) и школы…
Славяно-греко-латинская академия
Славяно-греко-латинская академия, первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве. Создано в 1687 под названием Эллино-греческая академия на основе школы при Богоявленском монастыре как…
Тредиаковский Василий Кириллович
Тредиаковский Василий Кириллович [22.2(5.3).1703, Астрахань, - 6(17).8.1768, Петербург], русский писатель. Родился в семье священника. Учился в Славяно-греко-латинской академии (1723-26) и в Сорбонне…
Ломоносов Михаил Васильевич
Ломоносов Михаил Васильевич [8(19).11.1711 - 4(15).4.1765], первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один…
Академический университет
Академический университет, первое в России светское высшее учебное заведение. Основано в Петербурге вместе с Академией наук (1725). Начавшиеся с 1726 занятия велись нерегулярно. Первое время…
Академическая гимназия
Академическая гимназия, первая в России светская средняя общеобразовательная школа; основана в Петербурге в 1726 при Академии наук. Срок обучения 5-летний. Основными учебными предметами были языки…
Университеты
Университеты (от лат. universitas - совокупность, общность), высшие учебно-научные заведения, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания. История У…
Гимназия
Гимназия, среднее общеобразовательное учебное заведение. Термин "Г." заимствован из Древних Афин (см. Гимнасий). Впервые Г. была названа средняя школа, открытая в Страсбурге в 1538. В 16-18 вв. Г…
Новиков Николай Иванович
Новиков Николай Иванович [27.4(8.5).1744. родовое имение Тихвинское-Авдотьино, близ села (ныне города) Бронницы, под Москвой,- 31.7(12.8).1818, там же], русский просветитель, писатель, журналист…
Главный педагогический институт
Главный педагогический институт, высшее педагогическое закрытое учебное заведение, учрежденное по уставу 23 декабря 1816 на базе реорганизованного Петербургского педагогического института (1804-16)…
Лазаревский институт восточных языков
Лазаревский институт восточных языков, основан в Москве в 1815 как частное "Армянское Лазаревых училище" на средства богатой армянской семьи Лазарян (Лазаревых). В 1827 получило официальное…
Казем-Бек Мирза Мухаммед Али
Казем-Бек Мирза Мухаммед Али (Александр Касимович) (22.7.1802, Решт, Иран, - 27.11.1870, Петербург), русский востоковед, член-корреспондент Петербургской АН (1835), доктор восточной словесности (1869)…
Буслаев Федор Иванович
Буслаев Федор Иванович [13(25).4.1818, Керенск, ныне с. Вадинск Пензенской области, - 31.7(12.8).1897, поселок Люблино Московской губернии, ныне в черте Москвы], русский филолог и искусствовед…
Востоков Александр Христофорович
Востоков (псевдоним; настоящая фамилия Остенек) Александр Христофорович [16(27).3.1781, Аренсбург, ныне Кингисепп Эстонской ССР, - 8(20).2.1864, Петербург], русский филолог-славист, поэт. Академик…
Срезневский Измаил Иванович
Срезневский Измаил Иванович (1.6.1812, Ярославль, - 9.2.1880, Петербург), русский славист, филолог и этнограф, академик Петербургской АН (1851). Окончил Харьковский университет (1829), профессор там…
Тихонравов Николай Саввич
Тихонравов Николай Саввич [3(15). 10.1832, деревня Шеметово, ныне Мещовского района Калужской области, - 27.11(9.12). 1893, Москва], русский литературовед, археограф, академик Петербургской АН (1890)…
Шахматов Алексей Александрович
Шахматов Алексей Александрович [5 (17). 6. 1864, Нарва, - 16. 8. 1920, Петроград], русский языковед, исследователь русского летописания, академик Петербургской АН (1894). Окончил Московский…
Фортунатов Филипп Федорович
Фортунатов Филипп Федорович [2(14).1.1848, Вологда, - 20.9 (3.10).1914, Косалма, ныне Прионежского района Карельской АССР], русский языковед, индоевропеист и славист, академик Петербургской АН (1898)…
Потебня Александр Афанасьевич
Потебня Александр Афанасьевич [10(22).9.1835, село Гавриловка Роменского уезда Полтавской губернии, - 29.11(11.12).1891, Харьков], украинский и русский филолог-славист, член-корреспондент…
Бодуэн де Куртенэ Иван Александрович
Бодуэн де Куртенэ (Baudouin de Courtenav) Иван Александрович [1(13).3.1845, Радзымин, - 3.11.1929, Варшава), русско-польский языковед, член-корреспондент Петербургской АН (1897). Один из виднейших…
Лицей
Лицей (от греч. Lykeion), тип среднего общеобразовательного учебного заведения в ряде стран Западной Европы, Латинской Америки и Африки. Во Франции Л. - единственный тип современной средней…
Царскосельский лицей
Царскосельский лицей, высшее привилегированное закрытое учебное заведение в дореволюционной России для детей дворян; предназначался для подготовки преимущественно высших государственных чиновников…
Высшие женские курсы
Высшие женские курсы, высшие женские учебные заведения в дореволюционной России. Возникли под влиянием революционно-демократического движения 60-х гг. 19 в. Первые В. ж. к. с разрешения правительства…
Даль Владимир Иванович
Даль Владимир Иванович [ 10(22).11. 1801, Луганск, ныне Ворошиловград, - 22.9(4.10).1872, Москва], русский писатель, лексикограф, этнограф. Родился в семье врача. Окончил медицинский факультет…
Средняя общеобразовательная школа
Средняя общеобразовательная школа, учебно-воспитательное учреждение, имеющее целью дать учащимся систематизированные знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки, которые необходимы для…
Классическое образование
Классическое образование, тип общего среднего образования, в основу которого положено изучение латинского и греческого языков и античной литературы. К. о. начало складываться в Европе в эпоху…
Аванесов Рубен Иванович
Аванесов Рубен Иванович (р. 14.2.1902), советский языковед, член-корреспондент АН СССР (1958). Профессор МГУ (1937). Основные труды посвящены исторической и описательной русской диалектологии, истории…
Бархударов Степан Григорьевич
Бархударов Степан Григорьевич [р.23.2(7.3). 1894, Баку], советский языковед-русист, член-корреспондент АН СССР (1946). Специалист в области древнерусского языка, лексикологии и лексикографии. С 1932…
Виноградов Виктор Владимирович
Виноградов Виктор Владимирович [31.12.1894 (12.1.1895), Зарайск, - 4.10.1969, Москва], советский языковед, литературовед, академик АН СССР (1946). В 1917 в Петрограде окончил Историко-филологический…
Ожегов Сергей Иванович
Ожегов Сергей Иванович [9(22).9.1900, поселок Каменное бывшей Тверской губернии, - 15.12.1964, Москва], советский языковед, лексикограф. Окончил Ленинградский университет (1926). Ученик В. В…
Пешковский Александр Матвеевич
Пешковский Александр Матвеевич [11(23).8.1878, Томск,-27.3.1933, Москва], советский языковед. Специалист в области теории грамматики (преимущественно синтаксиса) и методики сё преподавания. Окончил…
Ушаков Дмитрий Николаевич
Ушаков Дмитрий Николаевич [12(24).1.1873, Москва, - 17.4.1942, Ташкент], русский советский языковед, член-корреспондент АН СССР (1939). В 1895 окончил Московский университет (ученик Ф. Ф. Фортунатова…
Щерба Лев Владимирович
Щерба Лев Владимирович [20.2(3.3).1880, Петербург, - 26.12.1944, Москва], советский языковед, академик АН СССР (1943) и АПН РСФСР (1944). Окончил Петербургский университет (1903). Ученик И. А. Бодуэна…
Иностранных языков педагогические
Иностранных языков педагогическиеинституты, готовят преподавателей иностранных языков (английский, немецкий, французский, испанский и др.) для средней и высшей школы, а также переводчиков-референтов…
Московский педагогический институт иностранных языков
Московский педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза (МГПИИЯ), один из ведущих учебных и научных центров СССР в области подготовки преподавателей иностранных языков и переводчиков…
Аспирантура
Аспирантура, в СССР основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров; обучение в А. завершается, как правило, защитой диссертации на соискание учёной степени кандидата наук. А…
Журналистское образование
Журналистское образование, система подготовки литературных сотрудников газет, журналов, радиовещания и телевидения, а также редакторов массовой литературы. Первые вузы по подготовке журналистов…
Литературный институт
Литературный институт им. А. М. Горького, открыт в 1933 по инициативе М. Горького как Вечерний рабочий литературный университет, с 1936 - литературный институт СП СССР (в 1936-39 функционировал как…
Библиотечно-библиографическое образование
Библиотечно-библиографическое образование, система подготовки библиотекарей и библиографов высшей и средней квалификации. Первые попытки организовать Б.-б. о. в России относятся к началу 20 в. В 1913…
Культуры институты
Культуры институты в СССР, готовят библиотекарей-библиографов, клубных работников, руководителей художественной (хоровой, театральной и др.) самодеятельности - специалистов высшей квалификации для…
"Вопросы литературы"
"Вопросы литературы", ежемесячный научный журнал, разрабатывающий проблемы литературоведения и критики. Орган СП СССР и института мировой литературы им. М. Горького АН СССР. Издаётся в Москве с 1957…
"Вопросы языкознания"
"Вопросы языкознания", научный журнал института языкознания АН СССР. Издаётся в Москве с 1952. Периодичность -6 раз в год. Посвящён общим проблемам лингвистики. С 1952 до 1970 главным редактором был В…
Педагогические журналы
Педагогические журналы, периодические издания по вопросам воспитания, обучения и образования. Первые П. ж. появились в начале 18 в. Вначале преобладали П. ж. общего характера, в дальнейшем…
Храпченко Михаил Борисович
Храпченко Михаил Борисович [р. 8(21).11.1904, деревня Чижовка, ныне Екимовического района Смоленской области], русский советский литературовед, общественный деятель, академик АН СССР (1966;…
Филологическое образование
Филологическое образование в СССР, система подготовки специалистов по языкам и литературам – лингвистов, литературоведов, преподавателей и учителей, переводчиков (см. Филология, Литературоведение, Языкознание).
Начало Ф. о. на Руси (10 – начало 13 вв.) связано с введением и упрочением слав. письменности, необходимостью перевода церковных книг и подготовки своих "книжных людей". Крупные монастыри сосредоточили у себя большие библиотеки, перевод книг с греч. языка, их переписку, подготовку духовенства. Дети дружинников, "княжих мужей" и бояр овладевали "книжным учением" в государственных училищах, открывавшихся князьями для подготовки образованных слуг государства. Монголо-татарское иго, установившееся на Руси в 13 в., затормозило развитие образования. На территории Украины и Белоруссии, находившихся под властью Польско-Литовского государства, Ф. о. в 16–17 вв. развивалось в братских школах, где прежде всего изучался старослав. язык, а также греч., белорус. или укр., лат., польск., тривиум и пиитика (стихосложение).
В 17 в. знания языков и риторики давали греко-латинские школы в Москве, готовившие государственных чиновников, переводчиков, преподавателей. С начала 18 в. для изучения древних и различных зап.-европейских языков открывались т. н. разноязычные школы. Главными же центрами высшего Ф. о. до открытия Московского университета стали Киево-Могилянская академия и Славяно-греко-латинская академия, в которой учились В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов и др. деятели рус. культуры. Академии были основными источниками пополнения кадров филологов и преподавателей. В существовавших при АН Академическом университете и Академической гимназии в годы руководства ими М. В. Ломоносова (с 1758) рус. язык (грамматика, риторика, пиитика) впервые наряду с латинским становится основой преподавания. "Письмо о правилах российского стихотворства" (1739), "Краткое руководство к риторике" (1743), "Краткое руководство к красноречию" (1748), "Российская грамматика" (1755), "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке" (1758) явились фундаментальными филологическими трудами М. В. Ломоносова по рус. литературному языку, открывавшими новые пути в развитии научной и учебной литературы.
Новый этап Ф. о. в России связан с открытием в 1755 Московского университета и в течение-19 в. др. росс. университетов. На философском факультете Московского университета курсы словесности и риторики читались на рус. языке. В учрежденных при нём Московской и Казанской гимназиях обучение начиналось на рус. языке (грамматика, риторика, стихосложение), изучались древние и западно-европейские языки. Словесность и языки были основными дисциплинами в Благородном пансионе, открытом для детей дворян в 1779 при Московском университете (с 1791 самостоятельное заведение), воспитанниками которого были В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов и др. Филологическая (Переводческая) семинария, открытая при университете в 1779 как Учительская и одним из создателей которой был Н. И. Новиков, на гуманитарно-филологической основе готовила до 1784 литературно-издательских работников, переводчиков, учителей.
Согласно Уставу 1804, в университетах на отделениях словесных наук философских факультетов. преподавались греч. и рим. словесности с древностями, росс. словесность с историей, зап.-европейские языки и словесности. Подготовка преподавателей-филологов высших и учителей средних школ в 1-й половине 19 в. велась в открывавшихся с 1804 3-годичных педагогических институтах при университетах (Московском, Казанском, Харьковском и др.), в Петербургском педагогическом институте (1804–16), на отделении исторических и словесных наук Главного педагогического института в Петербурге. В 1815 основан Лазаревский институт восточных языков в Москве. Араб., перс., тур. и др. вост. языки преподавались в Казанском и Петербургском университетах. В 1854 при Петербургском университете создан факультет вост. языков, одним из организаторов и первым деканом которого был М. Казем-бек.
С 30-х гг. 19 в. почти во всех университетах существовали кафедры славяноведения. В Московском, Казанском, Петербургском, Харьковском университетах открыты кафедры истории и литературы слав. наречий, в Петербургском и Московском – также кафедры всеобщей литературы; с 1884 в Петербургском и в начале 20 в. в Московском, Киевском, Харьковском – романо-герм. отделения. Авторами научных трудов по филологии в 19 в. были Ф. И. Буслаев, А. Х. Востоков, И. И. Срезневский, Н. С. Тихонравов, А. А. Шахматов. Огромное значение в развитии Ф. о. имели труды революционных демократов. В Московском университете сложилась лингвистическая школа Ф. Ф. Фортунатова, в Харьковском – А. А. Потебни, в Казанском и Петербургском – И. А. Бодуэна де Куртенэ. Ф. о. в лицеях – Александровском в Петербурге (до 1844 Царскосельский лицей), Николаевском в Москве, Демидовском в Ярославле являлось одной из основ гуманитарного образования и велось наряду с правовым. Учителей древних и зап.-европейских языков, рус. языка и словесности готовили также Петербургский (основан в 1867) и Нежинский (1875) историко-филологические институты, высшие женские курсы, словесно-историческое отделение Женского педагогического института в Петербурге (основано в 1903). Большой вклад в Ф. о. сделал В. И. Даль, опубликовав "Пословицы русского народа" (1861–62) и создав "Толковый словарь живого великорусского языка" (1863–1866, т. 1–4).
В мужской гимназии – главном типе средней общеобразовательной школы дореволюционной России в 19 – начала 20 вв. преподавание основ Ф. о. приняло одностороннюю направленность в связи с насаждавшимся в ней царским правительством формально-грамматическим классическим образованием в ущерб другим учебным предметам. Под давлением прогрессивной общественности классицизм в школе сдавал свои позиции. В начале 20 в. число часов на латынь было сокращено, а греч. язык как обязательный предмет в большинстве гимназий снят. С начала 19 в. в гимназиях всё более значительное место занимают теория словесности и краткая история рус. литературы.
После Октябрьской социалистической революции 1917 в содержании и организации Ф. о. произошли коренные изменения. В СССР созданы письменности народов, которые их не имели, родной язык внедрён в практику обучения, получили развитие прежние и сложились новые литературные языки и новые социалистические литературы народов СССР. Рус. язык стал для всех народов СССР языком межнационального общения. Возросла общественная роль художественной литературы, литературной критики. Сов. литературоведение, развиваясь в тесной связи с культурными запросами нового общества, всесторонне изучает художественную литературу, её происхождение и социальные связи, закономерности историко-литературного процесса, средства художественной выразительности. Языкознание превратилось в многоотраслевую науку, основанную на марксист, понимании языка как средства общения людей. В создании теории формирования и развития литературных языков, в постановке Ф. о. большое место заняли труды Р. И. Аванесова, С. Г. Бархударова, В. В. Виноградова, С. И. Ожегова, А. М. Пешковского, Д. Н. Ушакова, Л. В. Щербы и многие др. Литературоведческие и лингвистические проблемы разрабатываются учёными во всех национальных республиках.
Ф. о. дают высшие учебные заведения – университеты и педагогические институты. В университетах оно представлено изучением языков и литератур: рус., родных (нерус. народов СССР), слав., вост., романо-герм., классических. Институт стран Азии и Африки при МГУ готовит филологов по языкам и литературам этих стран. Ряд университетов имеют отдельные факультеты романо-герм. филологии (Воронежский, Ивановский, Киевский и др.), факультеты иностранных языков (Башкирский, Киргизский, Латвийский и др.); Азербайджанский и Тбилисский – факультеты востоковедения; Дальневосточный, Ленинградский, Таджикский, Ташкентский – вост. факультеты; Самаркандский – отдельные факультеты по узб. и тадж., рус., романо-германской филологии. Педагогические институты ведут подготовку преподавателей и учителей рус. и родных языков и литератур, иностранных языков. Педагогические институты иностранных языков готовят преподавателей для высших и учителей для средних учебных заведений, а также переводчиков (см. Иностранных языков педагогические институты, Московский педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза).
Ф. о. в вузах включает все разделы языкознания и литературоведения. Студенты изучают общее языкознание, фонетику языка, лексикологию, грамматику, стилистику, диалектологию, структурную и прикладную лингвистику, математическую лингвистику, историю и теорию литературы и др., а также методики преподавания языков и литературы, проходят педагогическую практику. Большое внимание уделяется теории и практике перевода. Образование студента-филолога в университетах завершается защитой дипломной работы на избранную тему, а в педагогических институтах – государственным экзаменом. Ф. о. дают также вечерние и заочные отделения университетов и педагогических институтов. Подготовка научных кадров по филологии продолжается в аспирантуре. Ф. о. является основой подготовки журналистов (см. Журналистское образование), литературных (см. Литературный институт им. А. М. Горького), библиотечных (см. Библиотечно-библиографическое образование, Культуры институты) и др. работников. Иностранный язык изучаются во всех вузах страны.
Наряду с кафедрами вузов большую роль в повышении уровня Ф. о. играют институты АН СССР: мировой литературы им. А. М. Горького, славяноведения и балканистики, русского языка, языкознания, Африки, востоковедения (все в Москве), русской литературы (Пушкинский дом, в Ленинграде) и др.
Основы филологических знаний, изучаемых в курсах литератур и языков в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и в тех из профессионально-технических учебных заведений, которые наряду с рабочей специальностью дают общеобразовательную подготовку в объёме средней школы, являются частью общегуманитарного образования, духовной культуры и гармонического развития человека. В то же время они служат фундаментом для получения высшего образования. На занятиях рус. и родным языком учащиеся усваивают основные сведения о современном литературном языке, его важнейших фонетических особенностях, словарном составе и грамматическом строе, овладевают культурой устной и письменной речи. Главным содержанием уроков литературы в школе является изучение лучших произведений дореволюционной русской, советской (включая литературы народов СССР) и зап.-европейской литературы; одновременно учащиеся получают знания по истории и теории литературы. Изучение иностранных языков в школе (англ., нем., франц., исп.) направлено на овладение навыками чтения, разговорной и письменной речи. С 1947 в крупных городах созданы средние общеобразовательные школы с углублённым изучением иностранных языков, в которых ряд учебных предметов преподаётся на этих языках. В некоторых школах и школах-интернатах Москвы, Ленинграда, Казани, республик Средней Азии, Казахской, Азербайджанской ССР введено изучение вост. языков – араб., Иран., кит., урду, хинди.
Содержание и методы преподавания литератур и языков в школах совершенствуются по мере развития современной науки о языке, литературоведения и литературной критики. Филологические факультеты рус. (родного) языка и литературы, иностранного языка и др. оказывают в этом преподавателям и учителям постоянную помощь, организуя для них курсы повышения квалификации и участвуя в работе институтов усовершенствования учителей. Журналы "Филологические науки", "Вопросы литературы", "Вопросы языкознания" и др. (включая на языках народов СССР) освещают развитие соответствующих научных проблем. Для учителей издаются специальные методические журналы: "Литература в школе", "Русский язык в школе", "Русский язык в национальной школе", "Иностранные языки в школе" и ряд др., выходящих в союзных республиках (см. Педагогические журналы в СССР).
Филологический и историко-филологический факультеты поддерживают связи с учебными и научными учреждениями зарубежных стран, обмениваются преподавателями, студентами, участвуют в организации и работе международных съездов и симпозиумов лингвистов, литературоведов, этнографов и др. В институте русского языка им. А. С. Пушкина (Москва) разрабатываются проблемы изучения русского языка как иностранного, обучаются зарубежные преподаватели и стажеры. Издательство "Русский язык" выпускает для изучающих рус. язык иностранцев учебную и другую литературу, а также научно-методические пособия для преподавателей русского языка как иностранного. СССР активно участвует в Международной ассоциации преподавателей рус. языка и литературы (президент – академик М. Б. Храпченко). В составе университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы имеется историко-филологический факультет. В крупных вузах СССР организуются семинары для преподавателей рус. языка зарубежных стран. В связи с ростом авторитета СССР на международной арене интерес к изучению рус. языка за рубежом постоянно возрастает, он изучается в университетах и др. высших учебных заведениях, вводится как учебный предмет в общеобразовательных школах.
Лит.: Скворцов Н., Об университетском учении вообще и историко-филологическом в частности, М., 1891; Ганелин Ш. И., Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в., Л. – М., 1950; Лихачев Д. С., Возникновение русской литературы, М. – Л., 1952; Ременников Б. М., Ушаков Г. И., Университетское образование в СССР, М., 1960; Зиновьев С. И., Ременников Б. М., Высшие учебные заведения СССР, [М.], 1962; История СССР с древнейших времен до наших дней, т. 1, ред. С. А. Плетнева и Б. А. Рыбаков, М., 1966, с. 669–681; Советское языкознание за 50 лет. [1917–1967, под ред. Ф. П. Филина], М., 1967; Николаев П. А., Возникновение марксистского литературоведения в России, [М.], 1970; Вопросы педагогики, филологии и методики преподавания языка, [сб. ст., науч. ред. В. Е. Шор], Л., 1972; Борщуков В., История литературы и современность. Методологические проблемы изучения истории русской советской литературы, М., 1972; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. – 1-я пол. XIX в., отв. ред. М. Ф. Шабаева, М., 1973, гл. 1–5, 10, 12, 15, 21; Проблемы литературных взаимосвязей в преподавании русской литературы в национальной школе. [Сб. ст.], под ред. А. А. Волкова и И. Х. Майоровой, М., 1976.
В. В. Иванов