Примеры статей
Атональная музыка
Атональная музыка (греч. а - отрицательная частица; буквально - внетональная музыка), понятие, относящееся к музыке, не имеющей тональной организации звуков. Возникло в начале 1900-х гг. и было…
Авангардизм
Авангардизм (франц. avant-gar-disme, от авангард), условное наименование художественного движения 20 в., для которого характерны разрыв с предшествующей традицией реалистического художественного…
Серийная техника
Серийная техника, метод сочинения музыки с помощью видоизменённых повторений определённого звукового ряда - серии; см. Серийная музыка…
Пуантилизм
Пуантилизм (от франц. pointiller - писать точками), 1) в живописи - одно из названий системы, принятой неоимпрессионизмом,- письма мелкими мазками правильной формы; то же, что дивизионизм. 2) В музыке…
Додекафония
Додекафония (от греч. dódeka — двенадцать и phоnе — звук; буквально — двенадцатизвучие), метод сочинения музыки, возникший в процессе развития атонализма (см. Атональная музыка). Один из путей к современному авангардизму. Первые попытки создания музыкальных произведений по принципу Д. были сделаны австрийским композитором Й. Хауэром в 1910-х гг.; полностью метод Д. разработал и ввёл в практику австрийский композитор А. Шёнберг (5 фортепианных пьес опус 23, 1923). Сущность метода Д. состоит в том, что составляющие произведение мелодические голоса и созвучия производятся из так называемой серии (ряда; нем. — die Reihe) — определённой последовательности 12 звуков различной высоты. Серия включает все тона хроматического звукоряда, ни один из которых в ней не повторяется; она представляет избранный для данного сочинения комплекс интервалов, составляющий его "интонационную основу". Серия применяется в различных формах (модусах): в основном виде, в ракоходном варианте, обращении (инверсии), ракоходном обращении. Каждый модус может быть изложен от каждой из 12 ступеней высотной системы; т. о., всего звуковых форм может быть до 48. При сочинении музыки композитор по своему желанию выбирает те или иные группы звуков различных модусов серии для мелодии, контрапунктирующих голосов, аккордов. Введение каких-либо сочетаний звуков, не являющихся производными серии, не допускается. Некоторые композиторы, не отказывающиеся от ладотональной основы музыки, применяют технику Д. в отдельных эпизодах своих произведений. См. также Серийная техника, Пуантилизм.
Лит.: Тильман И., О додекафонном методе композиции, "Советская музыка", 1958, № 11; Денисов Э., Додекафония и проблемы современной композиторской техники, в сб.: Музыка и современность, в. 6, М., 1969; Hauer J., Vom Wesen des Musikalischen. Ein Lehrbuch der Zwölftonmusik, W., 1920; Schönberg A., Style and idea, N. Y., [1950J; Křenek E., Zwölftonkontrapunkt-Studien, Mainz, 1952; Jelinek H., Anleitung zur Zwölftonkomposition, Bd 1—2, W., 1952—58; Perle G., Serial composition and atonality, 2 ed., Berk.—Los Ang., 1968.
Ю. H. Холопов.