Примеры статей
Причал
Причал, совокупность сооружений и устройств для стоянки и обслуживания судов, посадки и высадки пассажиров, грузовых операций и т.п. Различают П. пассажирские, грузовые, судоремонтные, военные и др. В…
Оболочка (в технике)
Оболочка в технике и теории упругости, твёрдое тело, ограниченное двумя криволинейными поверхностями, расстояние между которыми мало по сравнению с двумя другими размерами. Поверхность, делящая…
Сваи
Сваи, полностью или частично заглубленные в грунт элементы строительных конструкций (столбы, брусья), которые чаще всего входят в состав свайного фундамента, передавая нагрузку от сооружения на…
Эстакада
Эстакада (франц. estacade), надземное (надводное) сооружение мостового типа для пропуска транспортных средств, пешеходов, прокладки инженерных коммуникаций, обеспечения погрузочно-разгрузочных работ и…
Опускной колодец
Опускнойколодец, полая цилиндрическая оболочка (чаще круговая в плане), погружаемая в грунт. О. к. применяются главным образом для устройства глубоких опор,передающих давление на нижние, более прочные…
Кессон
Кессон (от франц. caisson - ящик), ограждающая конструкция для образования под водой или в водо-насыщенном грунте рабочей камеры, свободной от воды. Поступление воды в рабочую камеру предотвращается…
Кнехт
Кнехт (голл. knecht), парная тумба с общим основанием на палубе судна, служащая для закрепления накладываемого восьмерками швартового (швартовый К.) или буксирного (буксирный К.) троса. Обычно К…
Рым
Рым (от голл. ring - кольцо), металлическое кольцо, соединённое шарнирно или жестко с цилиндрическим стержнем, имеющим на конце резьбу. Нарезанную часть стержня ввёртывают в крышку машины, корпус…
Пал (гидротехнич. сооружение)
Пал (от голл. paal, буквально - столб, свая), гидротехническое сооружение в виде отдельно стоящей опоры, воспринимающей нагрузки при швартовке и навале судов. Различают П. швартовые, отбойные…
Причал
Причал, совокупность сооружений и устройств для стоянки и обслуживания судов, посадки и высадки пассажиров, грузовых операций и т.п. Различают П. пассажирские, грузовые, судоремонтные, военные и др. В…
Причальные сооружения
Причальные сооружения, транспортные гидротехнические сооружения, возводимые в портах при создании причалов. Основное назначение П. с. — обеспечение удобного подхода и швартовки судов. П. с., расположенные вдоль берега, называются набережными, выступающие в портовую акваторию под углом или нормально к берегу, — пирсами. По конструктивным признакам П. с. подразделяют на массивные (гравитационные), свайные и сооружения на специальных основаниях. Массивные П. с. выполняют в виде сплошных стенок из массивов (искусственных камней правильной формы), оболочек большого диаметра и т. п. или в виде отдельных опор, соединённых между собой (а иногда и с берегом) пролётными строениями. Свайное П. с. представляет собой либо ряд свай, образующих сплошную стенку (больверк), либо эстакаду. К П. с. на специальных основаниях относятся сооружения на опускных колодцах, кессонах и т. п. По поперечному профилю различают П. с. с вертикальной стенкой, откосные и смешанные (полуоткосные, полувертикальные). Последние 2 типа применяют почти исключительно в речных портах, где требуется меньшая глубина у причалов.
Основными материалами для возведения П. с. служат бетон, железобетон, камень и сталь. Тип и конструкция П. с. определяются эксплуатационными требованиями, т. н. гарантированными глубинами у причала (до 25 м в морских портах), гидрологическими условиями, характером грунтов основания и способами производства работ.
П. с. снабжаются причальными приспособлениями и устройствами для крепления швартовых канатов: причальными (швартовыми) тумбами, кнехтами и рымами. Для смягчения удара при швартовке и навале судов на П. с. под действием ветра предусматриваются отбойные приспособления, чаще всего выполняемые из упругих материалов различного профиля и навешиваемые в надводной части лицевых стен П. с. В ряде случаев для этой цели применяются палы.
Лит. см. при ст. Причал.
Е. В. Курлович.