Дадаизм

Дадаизм (франц. dadaisme, от dada — "конёк", деревянная лошадка; в переносном смысле — бессвязный детский лепет), модернистское литературно-художественное течение, существовавшее между 1916 и 1922. Возникло в 1916 в Цюрихе (несколько раньше выступления будущих дадаистов были в США) в среде анархиствующей интеллигенции, воспринявшей 1-ю мировую войну как развязывание в человеке извечных звериных инстинктов, а разум, мораль и эстетику — как их лицемерную маскировку. Отсюда проистекали программный иррационализм и крайне нигилистический, демонстративно циничный антиэстетизм дадаистов, их своего рода художественное хулиганство. Методы дадаистов (художники французы М. Дюшан, Ф. Пикабия, Ж. Арп, немцы М. Эрнст и К. Швиттерс, французский поэт, румын по происхождению Т. Тцара, немецкий поэт Р. Гюльзенбек, румынский писатель М. Янко и др.) сводились к разного рода скандальным выходкам — заборным каракулям, псевдотехническим чертежам, бессмысленным сочетаниям слов и звуков, комбинациям случайных предметов или наклейкам на холст (коллаж)и т. д. Дадаисты выпускали в Цюрихе журнал "Кабаре Вольтер" ("Cabaret Voltaire", 1916—17). После войны группа разделилась. В 1919 Тцара переехал во Францию и возглавил группу т. н. абсолютных дадаистов (А. Бретон, ранние Л. Арагон и П. Элюар, Ж. Рибмон-Дессень и др.), выпускавшую альманах "Да да" и журналы "Литератюр" ("Litterature"), "Проверб" ("Proverbe"), "Kaннибаль" ("Cannibale") и др.; группа ратовала за "абсолютное", лишённое социальной функции, искусство. В Германии группы дадаистов сложились в Берлине (1917—20), Кельне (1918—20) и Ганновере (1919). Особняком стояла берлинская группа "политических дадаистов", чьи выходки приобретали подчас характер анархического протеста против милитаризма и буржуазного строя. В 20-х гг. во Франции Д. слился с сюрреализмом (перенявшим парадоксальность приёмов Д.), а в Германии — с экспрессионизмом. Некоторые из "политических дадаистов" впоследствии порвали с безыдейностью Д. и, перейдя на позиции революционного пролетарского искусства, применили в новых целях приёмы уличного рисунка в сатирической графике (Ж. Грос) и монтажа в политическом плакате (Дж. Хартфилд). Дадаистские методы комбинации "готовых" предметов в середине 20 в. стали одним из источников "поп-арта". См. также Модернизм, Авангардизм.

Лит.: История французской литературы, т. 4, М., 1963: Каптерева Т., Дадаизм и сюрреализм, в кн.: Модернизм, М., 1969; Hugnet G., L'aventure dada. P., 1957; Richter H., Dada-Kunst und Antikunst, Köln, 1964.