Примеры статей
Высшая школа
Высшая школа, высшее учебное заведение, осуществляющее на базе среднего (общего или специального) образования подготовку специалистов высшей квалификации для практической, педагогической или научной…
Средняя общеобразовательная школа
Средняя общеобразовательная школа, учебно-воспитательное учреждение, имеющее целью дать учащимся систематизированные знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки, которые необходимы для…
Средние специальные учебные заведения
Средние специальные учебные заведения СССР, готовят кадры со средним специальным образованием для промышленности, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства, различных отраслей культуры…
Высшие учебные заведения
Высшие учебные заведения, вузы, готовят специалистов высшей квалификации, научные и педагогические кадры для различных отраслей хозяйства, науки и культуры; ведут научную работу теоретического и…
Платон
Платон (Platon) (428 или 427 до н. э., Афины, - 348 или 347, там же), древнегреческий философ. Родился в семье, имевшей аристократическое происхождение. Около 407 познакомился с Сократом и стал одним…
Аристотель
Аристотель (Aristotelcs) (384-322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Родился в Стагире. В 367 отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона (347)…
Университеты
Университеты (от лат. universitas - совокупность, общность), высшие учебно-научные заведения, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания. История У…
Гелатская академия
Гелатская академия, Академия в Гелати, научно-культурный центр феодальной Грузии. Г. а. и Гелатский монастырь были основаны в 12 в. груз. царём Давидом Строителем (1089-1125) недалеко от г. Кутаиси…
"Семь свободных искусств"
"Семь свободных искусств" (лат. "septem artes liberales"), учебные предметы ("науки") средневековой средней школы и "артистических" (подготовительных) факультетов университетов. Включали 2 цикла…
Славяно-греко-латинская академия
Славяно-греко-латинская академия, первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве. Создано в 1687 под названием Эллино-греческая академия на основе школы при Богоявленском монастыре как…
Возрождение (Ренессанс)
Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени (…
Просвещение (эпоха)
Просвещение, идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма. В ряде стран Западной Европы (где П…
Академический университет
Академический университет, первое в России светское высшее учебное заведение. Основано в Петербурге вместе с Академией наук (1725). Начавшиеся с 1726 занятия велись нерегулярно. Первое время…
Высшие женские курсы
Высшие женские курсы, высшие женские учебные заведения в дореволюционной России. Возникли под влиянием революционно-демократического движения 60-х гг. 19 в. Первые В. ж. к. с разрешения правительства…
Рабочие факультеты
Рабочие факультеты, рабфаки, в СССР общеобразовательные учебные заведения (или подразделения учебных заведений), осуществлявшие в 1920-1930-е гг. подготовку в вузы молодёжи, не получившей своевременно…
Коммунистическое воспитание
Коммунистическое воспитание, планомерное, целеустремлённое и систематическое формирование всесторонне и гармонично развитой личности в процессе построения социализма и коммунизма, составная часть…
Авиационные институты
Авиационные институты, высшие учебные заведения, готовящие инженеров по расчёту, конструированию и технологии производства пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, их двигателей…
Педагогические институты (вуз)
Педагогические институты в СССР, основной тип вузов, готовящих учителей средней школы (преподавателей общеобразовательных дисциплин в массовых школах, средних специальных, профессионально-технических…
Военное образование
Военное образование, подготовка кадров для различных видов вооружённых сил, родов войск и специальных войск. Под термином "В. о." понимается совокупность систематизированных знаний по фундаментальным…
Военно-учебные заведения
Военно-учебные заведения, готовят командные, политические, инженерно-технические и специальные кадры для всех видов вооружённых сил, родов войск и специальных войск. В СССР к В.-у. з. относятся…
Духовные учебные заведения
Духовные учебные заведения, готовят служителей религиозных культов и дают теологическое образование. Появились в древних государствах с выделением общественных групп - жречества и духовенства, и…
Геологическое образование
Геологическое образование (высшее и среднее), имеет целью подготовку специалистов по поискам и разведке полезных ископаемых, выявлению закономерностей их распределения в земной коре, закономерностей…
Сельскохозяйственное образование
Сельскохозяйственное образование, система подготовки специалистов высшей и средней квалификации и квалифицированных рабочих, а также научных и педагогических кадров для сельского хозяйства. В…
Университетское образование
Университетское образование, подготовка в университетах специалистов для различных отраслей народного хозяйства и культуры (в т. ч. для научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений)…
Учебный план
Учебный план, документ, определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам в течение всего срока обучения. У. п., как правило, включает 3 части…
Завод-втуз
Завод-втуз в СССР, организуется на базе крупного промышленного предприятия для подготовки инженеров из числа работников данного и др. близких по профилю предприятий. Обучение проводится как с отрывом…
Повышение квалификации
Повышение квалификации, в СССР государственная система, обеспечивающая трудящимся получение новых, современных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для работы по специальности. П…
Институты повышения квалификации
Институты повышения квалификации руководящих работников и специалистов, в СССР - организационно-методические и учебные центры системы повышения квалификации специалистов соответствующих отраслей…
Высшее образование
Высшее образование, совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином "В. о." понимается также подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки, техники и культуры в различного типа высших школах, в которые принимаются лица, успешно окончившие средние общеобразовательные школы или средние специальные учебные заведения. (Об истории развития высшей школы, её типах, структуре, организации и формах учебного процесса см. в ст. Высшие учебные заведения.)
В странах Древнего Востока (Китай, Египет, Вавилон, Ассирия и др.) за много тыс. лет до н. э. возникли школы разных уровней; в школах высшей ступени молодёжь изучала произведения философов и поэтов, включая некоторые сведения о законах природы, небесных светилах, минералах, растениях, животных и др. Философы Древней Греции уделяли много внимания разработке систем образования молодёжи, предусматривая в них и высшую ступень образования. Платон (428—348 до н. э.) в предлагаемой им трёхступенчатой системе образования для аристократической молодёжи выделял высшую — третью — для незначительной части юношей, проявивших способности к отвлечённому мышлению, к изучению предметов не в их прикладном значении, а в философско-теоретическом плане (например, астрономию не для целей мореплавания, а для размышления о бесконечности Вселенной). Окончившие эту ступень (в возрасте 30 лет) и проявившие исключительное дарование в философии продолжали своё образование до 35 лет и готовились стать правителями государства. Аристотель (384—322 до н. э.) считал, что развитие у каждого человека его природных способностей осуществляется воспитанием (физическим, нравственным и умственным в их единстве) в три ступени, из которых последняя — школа высшего уровня. В эпоху эллинизма в Александрии (3 в. до н. э.—5 в. н. э.) стали создаваться школы повышенного типа, в которых в связи с дифференциацией науки философия, филология, медицина, математика изучались раздельно.
Разделение образования на ступени сохранилось до наших дней. По мере развития науки, техники и культуры изменялось их наименование, появились промежуточные ступени, расширялось содержание и непрерывно повышался научный уровень образования на каждой ступени. Однако представление о В. о. в современном понимании стало складываться лишь в средние века. В 11—12 вв. появились светские высшие школы, в которых обучение и научная работа органически связывались в единый учебный процесс и в основу обучения были положены не только теоретические исследования, но и наблюдения, опыт, эксперимент (первая светская медицинская школа в Италии — Салерно, 11 в.). В 12—13 вв. в различных странах Европы (Италия, Испания, Франция, Англия) стали возникать университеты, в 1348 в Праге был учреждён первый славянский университет. Средневековые университеты состояли из богословского, медицинского, юридического факультетов со сроком обучения 5—6 лет.
В становлении образования на территории СССР (в современных границах) на высшем для своего времени уровне большую роль сыграли грузинская колхидская Высшая риторическая школа (4 в.), а также академии, созданные в 11—12 вв. (Гелати, Икалто и др.). Гелатская академия (вблизи Кутаиси) стала центром и светского образования — в ней преподавались арифметика, геометрия, астрономия, философия, грамматика, риторика, музыка. Кроме того, в грузинских академиях изучались история Грузии и соседних государств, медицина, юриспруденция, естествознание, греческий и арабский языки.
В 1632 открылось первое русско-украинское высшее учебное заведение — Киево-Могилянская академия, в которой изучались слав., лат. и греч. языки, "семь свободных искусств" (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) и богословие. В 1687 в Москве была организована Славяно-греко-латинская академия, которую окончили Л. Ф. Магницкий, В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов.
Средневековое В. о. было подчинено схоластике и в значительной степени преследовало цель обоснования богословских догм и пропаганды религии. Освобождению В. о. от влияния церкви, от схоластики способствовали крупные научные открытия эпохи Возрождения (14 в., раннее Возрождение в Италии, — 16 в.) в области математики, механики, астрономии (Леонардо да Винчи, Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, Г. Лейбниц), а также успехи в области медицины. Резкой критике была подвергнута школа схоластики английским философом Ф. Бэконом.
Педагоги и писатели-гуманисты — Витторино да Фельтре, Эразм Роттердамский, Л. Вивес, Ф. Рабле, М. Монтень — выступали против монополизации католическим духовенством воспитания и обучения, против схоластического образования и предложили новые методы обучения, основанные на принципах развития у молодёжи самостоятельного мышления, памяти, навыков, осмысленного изучения законов природы. Одновременно продолжалась дифференциация науки. В математике обособились арифметика, алгебра, тригонометрия; в физике — механика, оптика, учение о магнетизме; в биологии — ботаника, зоология и т.п. Исключительно важное значение для распространения знаний имело изобретение книгопечатания (15 в.). В университетах и академиях стал совершенствоваться педагогический процесс, обобщался опыт и шире внедрялся эксперимент. Выдающиеся научные успехи эпохи Возрождения сказались в педагогических трудах крупнейшего славянского педагога Я. А. Коменского, предложившего стройную преемственную ступенчатую систему образования, в которой последней ступенью была академия.
В 17 в. начинают создаваться лаборатории, провозглашается принцип свободы научного исследования и преподавания, позволивший передовым учёным отойти от схоластики, организуются первые государственные научные академии (во Франции, Англии, Германии), начинают систематически издаваться научные журналы. В эпоху Просвещения в связи с крупными открытиями в области физики, астрономии, физиологии и в других отраслях науки начинает усиливаться интерес к изучению естествознания.
Развитие техники, горнорудного дела, мореплавания и торговли в конце 17 и начале 18 вв., стремление крепнувшего буржуазно-дворянского государства подготовить "служилых людей" создали условия для развития В. о. и в России. В 1725 в Петербурге были основаны Академия наук и при ней Академический университет и гимназия. Выдающуюся роль в становлении отечественного В. о. сыграл М. В. Ломоносов. Он стремился заменить церковно-схоластическое образование светским, основанным на изучении естествознания, математики, выступал за развитие у студентов теоретического мышления и навыков проводить лабораторные эксперименты, наблюдать за физико-химическими и природными явлениями. Только в этом случае, — считал Ломоносов, — происходит умственное и нравственное совершенствование человеческой личности. В 1758 Ломоносову было поручено "смотрение" за университетом Академии наук. Он разработал учебные планы, которые предусматривали на 1-м году обучения обязательное посещение студентами всех лекций "для того, чтобы иметь понятие о всех науках, чтобы всяк мог видеть, в какой кто науке больше способен и охоту имеет"; на 2-м году — только специальные циклы лекций, на 3-м — прикрепление студентов для обучения к отдельным профессорам и "упражнения в одной науке".
В 1755 был учреждён Московский университет, для которого Ломоносов разработал организационную структуру, учебные планы и программы. Московский университет по своему составу, постановке образования и воспитания явился ярко выраженным русским высшим учебным заведением, стал колыбелью материалистического учения, школой подготовки отечественных учёных. Профессора университета Н. Н. Поповский, А. А. Барсов и другие ученики Ломоносова вели активную борьбу за расцвет отечественной науки и образования.
Переход от мануфактурной стадии капитализма к фабричной системе и последовавший за ним промышленный переворот (в результате изобретения и применения паровой машины) во 2-й половине 18 в. в Англии, а затем и в ряде других стран обусловил развитие высшего технического образования. В 1773 в Петербурге было основано Горное училище (ныне Ленинградский горный институт), положившее начало инженерному образованию в России. В училище изучались арифметика, алгебра, геометрия, маркшейдерское искусство, минералогия, металлургия, рисование, химия, механика, физика, французский, немецкий, латинский языки. Перечень дисциплин постепенно расширялся, и в начале 19 в. в него были включены: палеонтология, горное искусство, пробирное искусство, горная статистика, горное право, черчение с моделей, всеобщая и русская история, география, логика, зоология, ботаника, чистая математика, архитектура и др., что обеспечивало широту профиля специалистов, которых готовило училище.
Большое влияние на развитие В. о. в России в 18 в. и в 1-й половине 19 в. оказали русские просветители Я. П. Ковалевский, Д. С. Аничков, С. Е. Десницкий и другие, добивавшиеся расширения и демократизации В. о. Впервые в России философ-материалист А. Н. Радищев выдвинул программу обучения на основе широкого и глубокого изучения гуманитарных, естественных и математических наук. Русский математик Н. И. Лобачевский, ректор Казанского университета, считал, что цель научного знания не в развитии оторванных от жизни понятий, а в изучении реального мира. Он боролся за организацию образования, которое давало бы выпускникам университета знания последних достижений отечественной и зарубежной науки.
Развитие промышленности и рост культурных интересов общества после крестьянской реформы 1861 потребовали не только увеличения численности специалистов, но и повышения качества их подготовки.
Деятельность представителей русской революционной демократической мысли — В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, а также таких педагогов, как Т. Н. Грановский, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов и др., способствовала решению многих научно-методических проблем В. о.
В 70-х гг. 19 в. Россия, как и многие страны Западной Европы и Америки, сделала попытку открыть доступ к В. о. женщинам: в Москве, Казани, Петербурге и Киеве были организованы высшие женские курсы. Однако лишь после Великой Октябрьской социалистической революции женщины получили равные права с мужчинами на образование, в том числе и на В. о.
На развитие и совершенствование отечественного В. о. в конце 19 — начале 20 вв. большое влияние оказали учёные, создавшие свои научно-педагогические школы, — В. В. Марковников, А. Г. Столетов, И. И. Мечников, Д. К. Чернов, Н. А. Умов, П. Н. Лебедев, К. А. Тимирязев, Д. И. Менделеев, А. С. Попов, Н. Е. Жуковский, И. П. Павлов и др. Учёные Московского высшего технического училища А. В. Летников, Н. А. Шапошников, П. К. Худяков, А. П. Сидоров, А. П. Гавриленко, В. И. Гриневецкий и другие создали русскую систему высшего технического образования, основанную на тесной связи глубокого теоретического обучения с практическими занятиями, проводимыми в производственных мастерских и лабораториях. Эта система получила широкое признание за рубежом как "русские методы обучения" и была отмечена высшими премиями и наградами на международных выставках (в Филадельфии — 1876 и в Париже — 1900). Д. И. Менделеев придавал большое значение высшему педагогическому образованию, от состояния которого, как он утверждал, зависят все отрасли высшего образования. Н. Е. Жуковский считал необходимым в целях подготовки творческих специалистов привлекать студентов к научно-исследовательским и поисковым работам. В Московском высшем техническом училище им был организован студенческий научный кружок по исследованиям проблем воздухоплавания. Подобного типа студенческие кружки создавались крупнейшими учёными и в других вузах. Революционизирующее влияние на содержание В. о. в России и других странах оказало учение К. Маркса и Ф. Энгельса.
После Великой Октябрьской социалистической революции коренным образом изменились цели и задачи В. о. "Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое, т. е. коммунистического общества" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 301). Система В. о. была перестроена в соответствии с подписанным В. И. Лениным (2 сентября 1921) декретом, утвердившим новое Положение о вузах РСФСР.
Советская высшая школа стала давать студентам широкие, фундаментальные общенаучные знания, а также знания современных достижений науки, техники и культуры для более глубокого изучения специальных дисциплин. В. о. строилось так, чтобы у студентов в период обучения развивались марксистско-ленинское мировоззрение, творческие способности, умение самостоятельно анализировать и обобщать знания, вести наблюдения, экспериментировать. Была усилена практическая подготовка студентов. Ленинская идея об органическом соединении теории с практикой была положена в основу организации учебного процесса в высшей школе. Советская высшая школа начала готовить специалистов, овладевших теорией и практикой по своему профилю, обладающих организационными навыками, способных сразу по окончании вуза, без дополнительной подготовки, включаться в работу по специальности. В постановлении ЦК РКП (б) от 12 января 1925 "О ближайших задачах в деле установления связи вузов с производством" указывалось, что всё построение преподавания и вся жизнь вузов должны связываться с практикой возможно ближе и эта связь должна увеличиваться из года в год. Производственная практика возросла по объёму и стала неотъемлемой частью учебного плана каждого вуза. Цель практики — ввести студента в понимание той среды и тех условий, в которых ему придётся работать.
Повышение качества подготовки специалистов являлось главной задачей высшей школы. В постановлении ЦИК СССР от 19 сентября 1932 "Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах" были определены пути дальнейшего совершенствования подготовки специалистов, вооружения их глубокими знаниями научных основ современной техники, знанием системы советского хозяйства и его планирования.
Коммунистическая партия и Советское правительство много внимания уделили демократизации высшей школы, привлечению народных масс к образованию. "На первое место, — указывалось в постановлении СНК “О преимущественном приеме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства” от 2 августа 1918, — безусловно должны быть приняты лица из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, которым будут предоставлены в широком размере стипендии". Обучение стало бесплатным, для обеспечения широкого доступа молодёжи из рабочих и крестьян были созданы рабочие факультеты (рабфаки), которые позволяли завершить среднее общее образование и готовили слушателей к обучению в вузах. Учитывая возрастающее стремление взрослого населения к получению образования и квалификации без отрыва от работы на производстве, была создана система вечернего и заочного В. о.
Развитие сети вузов во всех союзных республиках, расширение подготовки специалистов в СССР осуществлялось в тесной связи с планами развития всех отраслей народного хозяйства. В 1914/15 учебном году в России (в современных границах) обучалось 127,4 тыс. чел. в 105 вузах, в 1970 — около 4,6 млн. студентов в 805 вузах. В результате осуществления ленинской национальной политики все союзные республики по числу студентов вузов на 10 тыс. чел. населения превзошли крупнейшие капиталистические страны Европы.
Уже в первые годы Советской власти была ликвидирована имевшая место в дореволюционной высшей школе кастовость в подборе научных работников. В Положении о научных работниках вузов, утверждённом СНК РСФСР 20 января 1924, указывалось, что научными работниками вузов могут быть все лица, обладающие достаточной научной подготовкой, определяемой на основании их работ и отзывов соответствующих учреждений и отдельных специалистов. Вместе с тем В. И. Ленин подчёркивал необходимость широкого привлечения к педагогической деятельности старой профессуры. В первые же годы Советской власти были приняты меры по ежегодному расширению подготовки научных и научно-педагогических кадров и особенно через аспирантуру. На 1 января 1970 в вузах было 327,2 тыс. научно-педагогических работников, в том числе 10,4 тыс. докторов и 95,3 тыс. кандидатов наук.
Существование в СССР различных форм обучения — дневного, заочного, вечернего — на родном языке (в советских вузах преподавание осуществляется более чем на 70 языках народов и народностей СССР), льготы, предоставляемые государством студентам вузов (бесплатное обучение, стипендии, общежития), дополнительные оплачиваемые отпуска и сокращённый рабочий день для обучающихся без отрыва от производства, широкая сеть курсов по подготовке в вуз сделали В. о. доступным всем гражданам, имеющим законченное среднее образование.
Основные задачи В. о. в СССР в период строительства коммунизма определены Программой партии, принятой 22-м съездом КПСС (1961), решениями 24-го съезда КПСС (1971), постановлениями ЦК КПСС и Советского правительства. Советская высшая школа призвана готовить всесторонне образованных специалистов, активных строителей коммунистического общества, обладающих высокой коммунистической убеждённостью, безгранично преданных социалистической Родине и пролетарскому интернационализму. Важнейшей задачей советской высшей школы является коммунистическое воспитание студенчества, каждый вуз создаёт систему учебно-воспитательных мероприятий, обеспечивающую высокий идейно-политический и научный уровень подготовки специалистов.
Отрасли В. о., типы вузов, профили подготовки высококвалифицированных специалистов формировались в зависимости от развития науки, техники, культуры, промышленности, потребностей народного хозяйства в кадрах с В. о. В гражданских государственных вузах — университетах, экономических, политехнических, инженерных (отраслевых), с.-х., медицинских, педагогических, физкультурных институтах, вузах искусства (см. статьи об отраслевых группах вузов, например, Авиационные институты, Педагогические институты) — подготовка кадров осуществляется для различных отраслей народного хозяйства, науки и культуры по естественнонаучным, техническим и гуманитарным группам специальностей. Государственные военные вузы готовят офицеров для различных родов войск по специальностям отдельных отраслей военной науки (см. Военное образование, Военно-учебные заведения); высшие партийные школы при ЦК КПСС и Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ готовят руководящих работников партийных, комсомольских и советских органов; Высшая школа профдвижения при ВЦСПС — квалифицированных профсоюзных работников; вузы Центросоюза СССР — работников торговли и общественного питания (помимо государственных вузов, в СССР существуют высшие духовные учебные заведения). Сроки обучения в вузах, как правило, от 4 до 6 лет.
Естественнонаучные, технические и гуманитарные группы специальностей включают следующие отрасли образования: геологическое, горное, энергетическое, металлургическое, машиностроительное и приборостроительное, электромашиностроительное, радиоэлектронное, лесоинженерное, химико-технологическое, строительное и архитектурное, геодезическое, технологическое, гидрометеорологическое, с.-х., транспортное, экономическое, юридическое, медицинское, физкультурное, биологическое, физическое, механико-математическое, философское, историческое, филологическое, журналистское, педагогическое, библиотечно-библиографическое, искусствоведческое, музыкальное, театральное, художественное (об истории развития и содержания различных отраслей В. о. см. специальные статьи, например, Геологическое образование, Сельскохозяйственное образование и др.).
Система В. о. развивается в соответствии с потребностями народного хозяйства страны. Удельный вес среди окончивших вузы в 1970 составил по инженерно-техническим и экономическим специальностям 43,6%, гуманитарным и естественнонаучным 35,6%, с.-х. 7,7%, медицинским 7,1%.
На современный научно-технический прогресс наибольшее влияние оказывают достижения общественных и естественных наук, особенно математики, механики, физики, химии, биологии. Подготовка кадров по этим отраслям знания осуществляется в университетах. Университетское образование является ведущей отраслью, причём не только по профилям, но и по методам подготовки кадров; в нём в той или иной форме находят отражение новейшие направления развития науки — сначала в факультативных, затем в обязательных курсах и, наконец, в новых специализациях и специальностях, которые нередко являются основой для организации вузов нового профиля.
В последние годы возникла необходимость в подготовке специалистов комплексных профилей: инженер-математик, инженер-физик, врач-биохимик, врач-биофизик и т.д. Иногда специалисты комплексных профилей готовятся вузами и соответствующими предприятиями и учреждениями: на первых трёх курсах теоретическое обучение (по общенаучным и общетехническим наукам) проводится в вузе, а дальнейшая специальная подготовка — на предприятиях и в организациях, где будут работать выпускники.
Подготовка специалистов всех профилей осуществляется на научно-теоретическом уровне, устанавливаемом периодически государством в соответствии с достижениями науки, техники и культуры для каждой группы специальностей вузов страны. Широта профиля специалистов определяется глубиной изучения фундаментальных отраслей науки (общественных, механико-математических, естественных) и овладения марксистско-ленинской методологией. Оптимальное соотношение между теоретической и практической подготовкой определяется в зависимости от профиля специальностей. Так, обязательная учебная и производственная практика занимает на инженерно-технических специальностях 22%, на естественнонаучных 21—33% (в зависимости от профиля специальности), гуманитарных 15—23%, экономических 24% общего количества учебных недель, планируемых на теоретические занятия.
Органическая связь теории с практикой достигается также путём чередования по каждой дисциплине лекций с лабораторными, практическими и с семинарскими учебными занятиями. Для каждой группы специальностей устанавливается наиболее рациональное соотношение между этими видами учебных занятий. Так, на специальности "математика" лекциям отводится 42,3%, лабораторным занятиям 13,3%, практическим 22,6%, семинарским 11,3% общего количества времени, планируемого на учебные занятия; на специальностях машиностроительных — соответственно 31,6%, 17,6%, 45,9% и 4,9%; "правоведение" — 44,4%, 9,3%, 34,4% и 11,6%.
Для каждой специальности отбирается определённый комплекс дисциплин, изучение которых в сочетании с учебной и производственной практикой обеспечивает приобретение современных научных знаний и овладение методами научной и практической работы. Соотношение между теоретическим и практическим обучением, периоды теоретических занятий, экзаменационных сессий, учебной и производственной практики, каникул, дипломной работы (проектирования) или государственных экзаменов, а также перечень и последовательность (по семестрам) изучения дисциплин с указанием обязательных занятий и количества самостоятельных работ студентов в неделю по каждому предмету определяются основным методическим документом — учебным планом, составляемым для каждой специальности. В учебном плане указываются также специализации с перечнем дисциплин по каждой. Специализации определяют более глубокое изучение какой-либо узкой области данной специальности. Содержание каждой дисциплины (и самостоятельных работ студента по ней) определяется учебной программой.
Все дисциплины учебного плана делятся на обязательные — общенаучные, общеинженерные (во втузах), специальные; альтернативные (изучаемые по выбору студентом) и факультативные. На всех специальностях, независимо от их профиля, изучаются циклы общественных наук (история КПСС, политическая экономия, марксистско-ленинская философия и научный коммунизм). Для каждой группы специальностей отбираются обязательные дисциплины, соответствующие профилю подготовки специалиста. Например, на инженерных (машиностроительных) специальностях изучается высшая математика, физика, химия, теоретическая механика, теория механизмов и машин, детали машин, металловедение, материаловедение, сопротивление материалов, электротехника, электроника, гидравлика и другие общенаучные и общеинженерные дисциплины, а также дисциплины по технологии, конструированию и расчёту машин, оборудования и аппаратов; технической эстетике; по экономике и организации производства, труда и управления; основам автоматики и автоматизации производственных процессов; применению вычислительной техники к решению инженерных и экономических задач; охране труда и др. По общеинженерным и специальным дисциплинам студенты обязаны выполнять курсовые проекты (работы). Серьёзное внимание уделяется гуманитарному образованию (помимо комплекса общественных наук, преподаются марксистско-ленинская эстетика и этика, атеизм, иностранный язык и т.д.), эстетическому и этическому воспитанию студентов; проводятся обязательные и факультативные занятия по физическому воспитанию и спорту. Дисциплины по выбору позволяют студентам более глубоко изучить интересующие их отрасли знаний, познакомиться с новейшими достижениями науки, техники и культуры.
Дисциплины альтернативного характера могут изменяться по усмотрению кафедр и факультетов, в зависимости от развития отраслей науки и целей подготовки специалистов.
Удельный вес каждой группы дисциплин в учебных планах зависит от профиля специальности и от специализации. Например, на университетской специальности "математика" (срок обучения 5 лет) на изучение общественных наук отводится 12,7% учебного времени, общенаучных дисциплин (включая иностранный язык) 60%, специальных 8,8%, альтернативных 15,3%, на физическое воспитание и спорт 3,2%. На инженерно-технических специальностях ("технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты") общественные и экономические дисциплины занимают 11,8% учебного времени, общенаучные 26,1%, общеинженерные 28%, специальные 24%, альтернативные 2,5%, иностранный язык 4,7%, физическая культура и спорт 3,1%; на медицинских специальностях (лечебное дело) — общественные науки 5,7%, общенаучные дисциплины 38% и специальные 50%. Эти соотношения могут несколько изменяться в зависимости от развития науки, техники и культуры. На младших курсах, как правило, изучаются общенаучные и общеинженерные (во втузах) дисциплины, примерно одинаковые для смежных специальностей. Развитие науки и техники обусловливает непрерывный поток новой научной информации и данных практического опыта. В связи с этим по каждой дисциплине систематически уточняется научный материал для изучения (с тщательной его методической обработкой) с учётом объёма учебного времени и перспектив развития науки и техники. Особую сложность в отборе материала для изучения представляют пограничные, смежные отрасли науки (в связи с разнородностью их характера), на стыке которых совершаются крупные научные открытия.
Содержание практического обучения определяется в зависимости от профиля специальности. Так, на первых курсах инженерно-технических специальностей студенты осваивают в период учебной практики рабочие квалификации, на 3-м — проходят технологическую и на 4-м — специальную производственную практики. В период производственной практики студенты, как правило, занимают рабочие места — от квалифицированного рабочего до техника и инженера — непосредственно на производстве, в лабораториях, конструкторских бюро и т.п. Завершается производственное обучение в период преддипломной практики (на 5-м курсе), в течение которой студенты собирают материал и на базе его разрабатывают свой дипломный проект (работу).
Подготовка специалистов с В. о. без отрыва от производства и повышение их квалификации осуществляются в системах вечернего и заочного образования. В 1970 по дневной системе В. о. готовились специалисты 385 специальностей, заочной — 255, вечерней — 252. В заочном В. о. принята предметно-курсовая система обучения: студент обязан являться в вуз только на лабораторно-экзаменационную сессию для выполнения всех лабораторных работ и сдачи зачётов и экзаменов. В дневных и вечерних вузах (факультетах, отделениях) обучение осуществляется по курсовой системе: студент обязан посещать все учебные занятия, которые в вечерней системе, как правило, проводятся 4 раза в неделю по 4 ч. Промежуточной формой обучения между обучением с отрывом и без отрыва от производства является форма, установленная на заводах-втузах, организуемых на базе крупных промышленных предприятий с современным оборудованием. Здесь обучение сочетается с производительным трудом студентов на всех курсах (кроме периода дипломного проектирования, когда студенты-дипломники только учатся); тематика лабораторных работ по специальным дисциплинам, курсовых и дипломных проектов, как правило, приближается к профилю производства. Сроки обучения в вечерней и заочной системах В. о. на 6—12 месяцев больше, чем на соответствующих специальностях дневных отделений. В вечерних и заочных вузах (факультетах) и заводах-втузах осуществляется наиболее тесная связь теоретического обучения с практикой. В связи с тем что практические знания студенты-вечерники и студенты-заочники осваивают в процессе работы на производстве, предприятия организуют их перемещение с одной должности на другую для глубокого освоения практики по профилю специальности, избранной в вузе. В вечерней и заочной системах главное внимание сосредоточено на теоретической подготовке студентов и выполнении ими полного цикла лабораторных и практических занятий, установленных для дневных вузов по соответствующим специальностям. Важнейшим вопросом в организации учебного процесса является планирование всех видов учебных занятий, включая самостоятельную работу студентов. Это достигается с помощью логико-математического моделирования учебного процесса, разработки сетевых графиков с использованием электронных вычислительных цифровых машин, теории графов, что позволяет определить оптимальную логическую последовательность в изучении отдельных дисциплин и установить органическую связь между ними и их отдельными разделами. В целях интенсификации учебного процесса широко применяются всевозможные технические средства обучения (диа- и кинофильмы, телевидение, звукозапись), использование которых максимально автоматизировано, а также кибернетические устройства. Разрабатываются новые методы обучения, позволяющие интенсифицировать, а главное индивидуализировать учебный процесс, — аудиовизуальный, программированный, комбинированный и т.д.; при этом проводятся многочисленные психолого-педагогические исследования с экспериментальной постановкой различных видов учебных занятий. Вузы проводят большую научно-исследовательскую работу по выявлению бюджета времени студентов, их утомляемости в процессе занятий, с тем чтобы найти наиболее эффективные формы учебного процесса.
В советской высшей школе определяется оптимальное сочетание в учебном процессе обязательных учебных занятий и самостоятельной работы студентов. Удельный вес самостоятельной работы студентов возрастает от курса к курсу. Самостоятельная работа интенсивно развивает у студентов мышление, активность, инициативу, способствует овладению методами научных исследований и проведения экспериментов. Элементы исследовательского характера в лабораторных занятиях и курсовых работах (проектах) непрерывно усложняются, степень самостоятельности студентов в решении творческих задач повышается по мере приближения к заключительной стадии обучения — к выполнению и защите дипломной работы (проекта) или сдаче государственных экзаменов. Многие дипломные работы (проекты) являются научными исследованиями, которые публикуются в докладах и известиях АН СССР и других научных сборниках. Дипломные проекты, выполненные на реальные темы (в решении которых заинтересованы та или иная научная или хозяйственная организация), нередко внедряются в производство полностью или частично.
Систематическое повышение научного уровня подготовки специалистов обеспечивается активной научно-исследовательской работой кафедр с привлечением к этой работе и студентов.
Для повышения уровня научных исследований в вузах организованы проблемные лаборатории, вычислительные центры, а в некоторых вузах — научно-исследовательские институты, где разрабатываются актуальные научные проблемы. Сеть этих научных учреждений ежегодно расширяется. Многие вузы стали ведущими научными центрами в различных отраслях науки, техники и культуры.
Среди наиболее насущных вопросов перспективного планирования современного В. о. — установление профилей специалистов, содержания их подготовки, определение потребности народного хозяйства в специалистах в связи с развитием научно-технического прогресса. Эти вопросы решаются одновременно с прогнозированием развития науки, техники и культуры. Изучаются предложения о большей дифференциации подготовки специалистов применительно к сфере их будущей деятельности, о сроках обучения. Важнейшими проблемами являются разработка педагогики высшей школы и психологии студенческой молодёжи, а также совершенствование методов обучения в целях интенсификации подготовки кадров.
Для специалистов с В. о. сложилась стройная система повышения квалификации. Через эту систему должен проходить каждый специалист не реже чем через 5—6 лет. Создана также и система повышения квалификации преподавательского состава вузов. Для этих целей организованы специальные институты и факультеты повышения квалификации специалистов, занятых в народном хозяйстве, и факультеты повышения квалификации преподавателей вузов (см. Институты повышения квалификации). Высокий научный уровень и демократическая основа В. о. в СССР получили мировое признание. В советских вузах обучаются студенты более чем из 100 стран мира, в том числе и капиталистических.
Больших успехов достигло В. о. и в других социалистических странах. Право трудящихся на В. о. закреплено конституциями. В. о. доступно всем имеющим законченное среднее образование гражданам независимо от пола, расы, национальности, социального происхождения и имущественного положения. Обучение бесплатное, осуществляется на родном языке. Создана широкая сеть университетов и отраслевых институтов. Численность студентов вузов на каждые 10 тыс. жителей увеличилась к 1968 по сравнению с их численностью при буржуазно-помещичьем строе: в Польше в 7 раз, в Болгарии и Венгрии более чем в 6 раз, Чехословакии в 5 и Румынии в 4,5 раза. В 1969/70 учебном г. в Болгарии было 26 вузов (около 86 тыс. студентов), в ГДР — 54 вуза (123 тыс.), соответственно в Польше — 84 (322 тыс.), в Венгрии — 87 (79 тыс.). Число студентов в вузах Румынии увеличилось почти в 6 раз, в Венгрии более чем в 6, Югославии в 12, ДРВ в 77 раз. В КНДР до освобождения страны не было ни одного вуза, а в 60-е гг. работало уже около