Примеры статей
Дворцы и дома пионеров и школьников
Дворцы и дома пионеров и школьников, внешкольные учреждения системы министерств просвещения (народного образования) союзных республик; являются организационными и инструктивно-методическими центрами…
Станция юных техников
Станция юных техников в СССР, внешкольное детское учреждение, организационный и инструктивно-методический центр работы по технике со школьниками. С. ю. т. находятся в системе министерств просвещения…
Станция юных натуралистов
Станция юных натуралистов в СССР, внешкольное детское учреждение, организационный и инструктивно-методический центр юннатской работы со школьниками. С. ю. н. находятся в системе министерств…
Детская экскурсионно-туристская станция
Детская экскурсионно-туристская станция, внешкольное учреждение, являющееся организационным и инструктивно-методическим центром экскурсионно-туристской и краеведческой работы с учащимися. Работает под…
Детско-юношеские спортивные школы
Детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) в СССР, внешкольные специальные спортивные учреждения, основной задачей которых является подготовка и физическое воспитание высококвалифицированных юных…
Пионерский лагерь
Пионерский лагерь, воспитательно-оздоровительное учреждение для пионеров и школьников (от 7 до 15 лет), организуемое на время летних и зимних каникул советами и комитетами профсоюзов совместно с…
Детская библиотека
Детская библиотека в СССР, внешкольное учреждение, работа которого направлена на коммунистическое воспитание детей и подростков, оказание помощи учащимся в глубоком усвоении основ наук, на воспитание…
Театры детские
Театры детские, самодеятельные детские театральные коллективы, одна из форм детского творчества. Создаются в школах, внешкольных и культурно-просветительских учреждениях с целью формирования и…
Детское кино
Детское кино, произведения киноискусства - художественные (игровые и мультипликационные), хроникально-документальные и научно-популярные фильмы, создаваемые специально для детей. К Д. к. относятся…
Внешкольные учреждения
Внешкольные учреждения, в СССР государственные и общественные организационные и инструктивно-методические учреждения по внешкольной работе с детьми и подростками (учащихся всех классов средней школы); работают в тесном контакте со школой, пионерской и комсомольской организациями, решая вместе с ними задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения.
Различают В. у. общего типа, осуществляющие работу с детьми и подростками в различных областях науки, техники, культуры, спорта и туризма, — дворцы и дома пионеров и школьников, детские секторы профсоюзных дворцов культуры и клубов, детские парки и др., и специализированные— станции юных техников, станции юных натуралистов, детские экскурсионно-туристские станции, детско-юношеские спортивные школы, детские железные дороги и пароходства, автотрассы, клубы юных автомобилистов, юных моряков, пионерские лагеря и др. К В. у. в широком смысле относят также детские библиотеки, театры и кинотеатры для детей (см. Детская библиотека, Театры детские, Детское кино). В. у. находятся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флотов, а также профсоюзов, комитетов по физкультуре и спорту и др. Работают под руководством ведомственных организаций и комитетов комсомола.
В СССР первые В. у. были организованы в 1918 (Биологическая станция юных любителей природы в Москве, Художественная школа для детей трудящихся в Ленинграде), с 1923 стали создаваться дома пионеров. В 1935 в Харькове открылся первый дворец пионеров, в Тбилиси — первая детская железная дорога, в Одессе — детская игротека. В 1970 в СССР работало: 3780 дворцов и домов пионеров и школьников (в которых занималось около 2 млн. детей и подростков), 6,4 тыс. детских секторов при дворцах и домах культуры, 8,4 тыс. комнат школьника, 175 детских парков, 553 станции юных техников, 327 станций юных натуралистов, 168 детских экскурсионно-туристских станций, 33 детские железные дороги, 1,1 тыс. клубов юных техников, 4166 детских музыкальных и художественных школ, 3581 детско-юношеская спортивная школа, 172 тыс. детских и школьных библиотек, 142 театра для детей.
В. у. функционируют круглогодично. Ведут работу: организационно-массовую — слёты, праздники, лектории, кинофестивали, конкурсы, смотры, встречи, выставки, игры и т.д.; инструктивно методическую — с пионерским и комсомольским активом, пионерами-инструкторами, старшими и отрядными пионервожатыми, педагогами, руководителями различных кружков и клубов и др.; обобщают и распространяют лучший опыт внешкольной работы с детьми; учебную — различные кружки, клубы, общества, ансамбли песни и танца, театры, оркестры и т.д. По содержанию внешкольная работа разнообразна: общественно-политическая — отряды красных следопытов, музеи краеведения, боевой и трудовой славы, истории комсомола и пионерской организации, клубы интернациональной дружбы, агитбригады и т.д.; образовательная — кружки, клубы, научные общества учащихся, выставки детского творчества и т.д.; общественно полезная — помощь стройкам, колхозам и совхозам, озеленение посёлков и городов, ученические производственные бригады, трудовые десанты, выполнение заданий музеев, научно-исследовательских учреждений и др.; физкультурно-спортивная — спортивные и туристские клубы, секции, общества, спартакиады, военно-спортивные игры, пионерское четырёхборье, соревнования на приз газеты "Пионерская правда"; художественно-творческая — изостудии, оркестры, ансамбли и хореографические коллективы, кукольные театры, музыкальные клубы, олимпиады, смотры и фестивали и т.д. Внешкольная работа организуется как на базе самих В. у., так и за их пределами: по месту жительства, в детских парках, в пионерских лагерях и т.д.
Работа во В. у. строится на основе примерных программ, утверждаемых министерствами просвещения (народного образования).
Г. П. Чубарова.