Вайс Петер

Вайс (Weiss) Петер (р. 18.2.1916, Новавес, близ Берлина), немецкий писатель. В 1934 его семья эмигрировала из Германии; с 1939 живёт в Швеции. Был художником и кинорежиссёром. Литературную деятельность начал "микророманом" "Тень тела кучера" (1960), написанным в духе экспериментов французского "нового романа". В романах "Прощание с родителями" (1961), "Точка бегства" (1962), "Разговор трёх идущих" (1963) описаны невзгоды жизни эмигрантов. Двойственность замысла пьесы "Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное актёрской труппой госпиталя в Шарантоне под руководством господина де Сада" (1964) дала повод для различных сценических её истолкований в театрах разных стран. Проявляя интерес к особому жанру, в котором переработаны в художественную картину непосредственные документы, В. написал антифашистскую пьесу "Судебное разбирательство" (1965, русский перевод 1966), построенную на подлинных материалах процесса над преступниками Освенцима. В статье "Десять рабочих пунктов автора в поделенном мире" (1965) В. делал вывод, что только социалистический строй даёт "возможность устранить существующее в мире неблагополучие". Империализм США разоблачается в пьесе "Диспут о... ходе... войны во Вьетнаме...". Сатирическое изображение современного буржуазного общества отличает пьесу "О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился" (1968, русский перевод 1968). В творчестве В. на разных этапах отразилось отсутствие у него последовательных идейно-политических позиций. Выступив с рядом прогрессивных произведений, в 1970 он выпустил пьесу "Троцкий в изгнании", носящую явно антисоветский характер.

Соч.: Заметки о документальном театре, "Иностранная литература", 1968, № 7.

Лит.: Книпович Е., Свидетели, "Иностранная литература", 1966, № 5; Гинзбург Л., "Самовыражение" и саморазоблачение Петера Вайса, "Литературная газета", 1970, 1 апр.; Rischbieter Н., P. Weiss, Velber bei Hannover, 1967.

И. В. Млечина.