Также "по теме"
Когтистые тритоны
Когтистые тритоны (Onychodactylus), род хвостатых земноводных семейства углозубых. Длина до 20 см. Хвост длинный. 2 вида: О. fischeri (Дальний Восток, Северо-Восточный Китай и Корея) и О. japonicus (…
Торакопаги
Торакопаги (от греч. thorax - грудь и pаgos - закрепленный, скованный), порок развития, при котором двойной плод (близнецы) сращен в области грудной клетки. Ср. Ксифопаги, Пигопаги…
Вила Лобос Эйтор
Вила Лобос (Villa-Lobos) Эйтор (5.3.1887, Рио-де-Жанейро, — 17.11.1959, там же), бразильский композитор, дирижёр, фольклорист, педагог, музыкально-общественный деятель. В детстве не получил систематического музыкального образования. Впоследствии занимался у Ф. Браги и Э. Освальда. С 16 лет, путешествуя по Бразилии, собирал и записывал бразильский музыкальный фольклор. Уже раннее сочинение В. Л. — оркестровая сюита "Песни сертана" (1909) — отличается национальной характерностью. В 1922 как правительственный стипендиат В. Л. совершенствовался в Париже. Здесь общался с М. Равелем, М. де Фальей, оказавшими влияние на творчество композитора. С 1932 В. Л. — правительственный уполномоченный по вопросам музыкального образования в Бразилии. Основал во многих городах Бразилии музыкальные школы и хоровые коллективы. Создал стройную систему музыкального воспитания детей (придавал большое значение хоровому пению). В 1942 организовал Национальную консерваторию хорового пения. В 1945 по его инициативе в Рио-де-Жанейро открыта Бразильская музыкальная академия (В. Л. был её бессменным президентом). Вёл широкую концертную деятельность (дирижировал на родине, за рубежом).
Творчество В. Л. глубоко национально. В своих сочинения композитор обобщил типичные черты народного искусства. Яркий пример музыки, созданной на основе фольклора, — четырнадцать "Шоро" (1921—29).
В. Л. — автор опер, балетов, 12 симфоний, симфонических поэм, цикла из 9 сюит "Бразильские бахианы" (1930—45), 17 квартетов; концертов для фортепьяно, виолончели, гитары, арфы; фортепьянные сюиты из 3 циклов "Мир ребёнка" (1918, 1921, 1926), фортепьянного цикла "Сиранды" (1926), различных инструментальных пьес и др.
Лит.: Шнеерсон Г., Памяти Вилла-Лобоса, "Советская музыка", 1960, № 3, с. 184—85; Пичугин П., Эйтор Вилла-Лобос, там же, 1962, № 5, с. 125—33; Эстрела А., Бразильская музыка, в сб.: Бразилия, М., 1963, с. 351—85; Mariz V., Heitor Villa-Lobos, Rio de J., 1949.