Примеры статей
Эгейская культура
Эгейская культура, крито-микенская культура, общее название цивилизаций бронзового века (3-2-е тыс. до н. э.) на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и М. Азии (Анатолии). Первые…
Геометрический стиль
Геометрический стиль в искусстве, одна из ранних стадий развития древнегреческого искусства (9-8 вв. до н. э.). Высокого мастерства в искусстве Г. с. достигла вазопись. Декор ваз Г. с., ясный и…
Эксекий
Эксекий (Exekias), древнегреческий гончар и вазописец 3-й четверти 6 в. до н. э. Среди произв. Э., крупнейшего представителя развитого чёрнофигурного стиля,- амфоры с росписями "Ахилл в борьбе с…
Строгий стиль
Строгий стиль, стиль полифонической музыки, типичный для хоровой полифонии эпохи Возрождения. См. полифония. "Атлас, приносящий Гераклу яблоки Гесперид"…
Ефроний
Ефроний (Euphronios), древнегреческий аттический вазописец и гончар конца 6 - начала 5 вв. до н. э., крупнейший представитель "строгого стиля". Возможно, начал работать в чернофигурной технике. В…
Дурис
Дурис (Duris), древнегреческий аттический вазописец 1-й трети 5 в. до н. э., представитель "строгого стиля". Сохранилось около 280 ваз Д. (из них 39 подписных) с жанровыми и мифологическими росписями…
Бриг (древнегреч. гончар)
Бриг (Brygos), древнегреческий аттический гончар 1-й трети 5 в. до н. э. Большинство ваз с клеймом Б. расписано вазописцем, названным "мастером Брига". Его мифологические и жанровые росписи…
Этруски
Этруски (лат. Etrusci, Tusci, греч. Tyrsenoi, самоназвание - rasna), древние племена, населявшие в 1-м тыс. до н. э. С.-3. Апеннинского полуострова - область, называвшуюся Этрурия (современная Тоскана…
Керамика
Керамика (греч. keramike - гончарное искусство, от keramos - глина), изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и др. неорганических…
Вазопись
Вазопись античная, роспись античных керамических сосудов. Получила развитие ещё в крито-микенском искусстве (см. Эгейская культура); вазы "камарес" (20—18 вв. до н. э.) со стилизованными, гибко круглящимися растительными узорами; вазы с близкими к натуре изображениями растений (конец 17—16 вв. до н. э.), осьминогов, рыб, морских звёзд (16 в. до н. э.). В 20—16 вв. до н. э. росписи свободно покрывали весь сосуд. Строже по композиции росписи ваз "дворцового стиля" (конец 15 в. до н. э.) с более мелким и геометризованным растительным орнаментом, волнистыми линиями. В позднемикенском искусстве (14—12 вв. до н. э.) росписи (схематичные изображения людей, животных, вытесняемые геометрическими мотивами, спиралями) суше и лаконичней.
Особого совершенства достигает В. в древнегреческом искусстве; В. даёт некоторое представление о почти не сохранившейся до настоящего времени древнегреческой живописи. Вазы покрывали так называемым чёрным лаком, белой, пурпуровой, реже — непрочными "акварельными" (голубой, розовой, красной, серой, жёлтой) красками и позолотой. Композиция росписи органично подчиняется форме сосудов; линейный ритм росписей отличается изысканностью и динамикой. В истории развития греческой В. отмечается такая последовательность: субмикенская В., опирающаяся на позднемикенскую традицию (1-я половина 11 в. до н. э.; орнамент состоит из кругов, волнистых линий, треугольников); протогеометрический стиль (2-я половина 11 — 10 вв. до н. э.); геометрический стиль (9—8 вв. до н. э.; горизонтальные полосы ритмичных линейных узоров и геометризованных изображений, четко выявляющие тектонику вазы); "ковровый стиль" (7 в. до н. э.; полихромные изображения животных и фантастических существ в сочетании с растительным узором). В 6 в. до н. э. в Аттике расцветает чёрнофигурный стиль (фигуры, нанесённые чёрным лаком, на желтоватом или красноватом фоне глины; выполненные белой и пурпуровой краской детали одежды, орнамента и т.д.), с его музыкальной чистотой контурных линий, обобщенностью чёрных плоских силуэтов, с тонкой эмоциональностью сцен (главным образом мифологических); главные мастера: Клитий, Эксекий, Амасис. Около 530 до н. э. совершается переход к краснофигурной В. (чёрный фон и фигуры цвета глины; подсобная роль орнамента; обилие жанровых и мифологических сцен), которая позволила более детально прорисовывать формы, намечать объёмы с помощью внутренних линий. Краснофигурная В. "строгого стиля" (последняя четверть 6 в. — начало 5 в. до н. э.) отличается чёткостью и изяществом рисунка при сохранении известной жёсткости и угловатости форм; крупные мастера: Ефроний, Дурис, так называемый вазописец Брига (см. Бриг). Со 2-й четверти 5 в. до н. э. в В. "свободного стиля" изображение становится более объёмным и сложным. Точность и лаконизм рисунка, грустный лиризм присущи полихромным росписям белых погребальных лекифов 3-й четверти 5 в. до н. э. Для В. конца 5—4 вв. до н. э. характерны декоративная пышность ("роскошный стиль" — росписи Мидия и др.), перегруженность композиции, попытки передать перспективу, нарушение единства изображения и формы сосуда. Кроме собственно Греции, В. процветает в Южной Италии (апулийские и кампанские вазы). Под сильным влиянием греческой В. находилась В. этрусков. В 3—2 вв. до н. э. для греческой В. характерны бегло нарисованные простые линейные и геометрические орнаменты. О росписи сосудов др. стран и эпох см. в ст. Керамика.
Лит.: Вальдгауер О., Императорский Эрмитаж. Краткое описание собрания античных расписных ваз, СПБ, 1914; Максимова М. И., Античные фигурные вазы, т. 1, М., 1916; Блаватский В. Д., История античной расписной керамики, М., 1953; Pfuhl Е., Malerei und Zeichnung der Griechen, Bd 1—3, Münch., 1923; Buschor E., Griechische Vasen, Münch., 1940; Beaz1ey J. D., Attic red-figure vase-painters, Oxf., 1942; его же, Attic black-figure vase-painters, Oxf., 1956; Himmelmann-Wildschütz N., Erzähiung und Figur in der archaischen Kunst, Mainz — Wiesbaden, 1967.