Также "по теме"
Дубровник (род растений)
Дубровник (Teucrium), род растений семейства губоцветных. Многолетние, редко однолетние травы, полукустарники или кустарники. Листья цельные, перистолопастные или перисторассечённые. Цветки двугубые…
Кейта Модибо
Кейта (Keita) Модибо (р. 4. 6. 1915, Бамако), государственный и политический деятель Республики Мали. По профессии учитель. В 1936 окончил педагогическое училище в Дакаре (Сенегал). Участвовал в…
Важа Пшавела
Важа Пшавела (псевдоним; настоящее имя Лука Павлович Разикашвили) [14(26).7.1861, селение Чаргали Душетского уезда, — 27.6(10.7).1915, Тбилиси], грузинский писатель. Родился в семье священника. Учился в Телавском духовном училище и в Горийской учительской семинарии, где сблизился с грузинскими народниками. По окончании семинарии в 1882 стал сельским учителем; защищал крестьян от притеснений. В 1883 поступил вольнослушателем на юридический факультет Петербургского университета, но из-за материальной необеспеченности в 1884 возвратился на родину. Обрабатывал землю, пас стадо, охотился. В литературу В. П. вступил в середину 80-х гг. В своих произведениях изображал быт и психологию современных ему пшавов. В. П. принадлежат 36 поэм, около 400 стихотворений, пьесы, рассказы, а также этнографические, публицистические и критические статьи. Он рисовал почти этнографически точные картины жизни горцев и вместе с тем воссоздал целый мир мифологических представлений. Поэт обращался к героическому прошлому своего народа, призывал к борьбе против внешних и внутренних врагов (стихотворение "Раненый барс", 1890; "Письмо пшава-солдата матери", 1915, и др.). В своих лучших эпических произведениях В. П. ставил проблемы взаимоотношения человека и общества, человека и природы; решал проблемы любви и долга перед народом. В поэмах "Алуда Кетелаури" (1888, русский перевод 1939), "Гость и хозяин" (1893, русский перевод 1935) изображен конфликт между личностью и "теми" (общиной); его герои выступают против некоторых отживших законов общины. Поэту близки сильные духом люди, их чувство собственного достоинства, жажда свободы. Эти же темы затронуты в пьесе "Отверженный" (1894). В. П. идеализировал старые обряды пшавов, их чистоту и не испорченность "фальшивой цивилизацией". Мудрец Миндия в поэме "3мееед" (1901, русский перевод 1934) гибнет, так как не может примирить свои идеалы с потребностями семьи и общества. Поэма "Бахтриони" (1892, русский перевод 1943) повествует об участии грузинских племён в восстании Кахетии (Восточная Грузия) против Иранских поработителей в 1659.
Как певец родной природы В. П. не имеет себе равных в грузинской поэзии. Пейзаж его полон движения и внутренних конфликтов. Язык насыщен всеми богатствами народного языка, и вместе с тем это безукоризненно точный литературный язык. Популярность поэта возросла в советское время. Благодаря превосходным переводам на русский язык (Н. Заболоцкий, В. Державин, Б. Пастернак, С. Спасский и др.) его сочинения стали достоянием всех народов СССР. Стихи, поэмы и рассказы В. переведены на многие иностранные языки. По решению Всемирного Совета Мира 100-летие со дня рождения В. П. было отмечено (1961) всем прогрессивным человечеством.
Соч.: в рус. пер. — Избр. соч., Тб., 1939; Поэмы, М., 1947; Стихотворения и поэмы, 2 изд., Л., 1957; Соч., т. 1—2, М., 1958. Избр. произв., т. 1—2, Тб., 1961.
Лит.: Лундберг Е. и Гогоберидзе Е., Важа Пшавела, 3 изд., Тб., 1959; Гольцев В., Грузинские писатели XIX в., в его кн.: Статьи и очерки, М., 1958; Барамидзе А., Радиан и Ш., Жгенnи Б., История грузинской литературы. Краткий очерк, М., 1958; Джибладзе Г., Важа Пшавела (1861—1915), Тб., 1961; Натадзе Н., Важа Пшавела, Тб., 1966.
А. К. Гацерелиа.